Аттестационная работа. Методическая разработка по выполнению практикума Почвенная альгология и биоиндикация презентация

Содержание

Аннотация Формирование экологической (и биологической) культуры входит в основные направления реализуемой в учебном заведении воспитательной, учебной работы. Реализация учебно-исследовательской деятельности школьников – перспективная форма обеспечения взаимодействия обучающихся и наставников основным

Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как

способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Анищенко Лидии Николаевны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ «Лицей № 1 Брянского района» Брянской области
Образовательное учреждение, район

На тему:
методическая разработка по выполнению практикума «Почвенная альгология и биоиндикация»


Слайд 2Аннотация
Формирование экологической (и биологической) культуры входит в основные направления реализуемой

в учебном заведении воспитательной, учебной работы. Реализация учебно-исследовательской деятельности школьников – перспективная форма обеспечения взаимодействия обучающихся и наставников основным итогом которой будет формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.
Непосредственно в биологических и экологических исследованиях перспективно направление природоохранной индикации с использованием альгологического метода, который предполагает исследование почвенных водорослей как показателей загрязненности почв.
Предложенные работы практикума могут использоваться по двум направлениям – методически-организационном и в учебно-исследовательском. Широкий спектр использования методик почвенной альгологии охватывает учебно-исследовательскую деятельность учащихся во внеурочное время и при организации биологического (экологического) практикума на уроках.

Слайд 3Цель и задачи практикума
Цель практикума – создание среды для реализации условий

формирования экологического (биологического) мировоззрения
Проведение альгологического практикума способствует решению следующих задач:
Образовательные задачи:
1. Углубить знания учащихся о строении, размножении, местообитании растений; показать важность знаний о значении автотрофов в биогеохимических циклах биосферы и сукцессионных процессах.
2. Сформировать общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, о сложности организации биологических систем, о биологическом разнообразии и направлениях его изменения.
3. Осуществлять системный подход в изучении биосистем.
4. Расширить представления о прокариотических и эукариотических биосистемах на примере микроскопических почвенных водорослей.
5. Формировать и развивать умения работать с техникой для микроскопирования.

Слайд 4Задачи практикума
Развивающие задачи:
1. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся

путём организации их деятельности в ходе выполнения практикума.
2. Развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать, систематизировать, самостоятельно формулировать выводы из фактов, самонаблюдений.

Формы работы при реализации практикума

лекционные занятия;
лабораторно-практические занятия;
элементы учебно-исследовательской работы;
исследовательская деятельность и подготовка учебно-исследовательских работ;
итоговая конференция;
экскурсии в научно-исследовательские учреждения.


Слайд 5Характеристика условий, необходимых для реализации практикума
Материальные ресурсы:
Лабораторные работы с использованием почвенной

альгофлоры можно проводить и организовать в любом учебном заведении, при наличии предметного кабинета и минимума лабораторного оборудования. Последовательность операций в ходе лабораторных работ может уточняться и видоизменяться.
Информационные ресурсы:
Желательное условие – наличие интернет базы «Альгофлора».
Фонда учебно-исследовательской и научно-исследовательской литературы по тематике практикума.
Характеристика образовательной среды МБОУ «Лицей № 1 Брянского района»:
Учебное заведение насчитывает 810 учащихся, активно реализуются проекты в рамках ФГОС, например «Живая школа», «Информационное оборудование», «Здоровье» и др.
Политика учебного заведения направлена на формирование условий для развития интеллектуального потенциала всех обучающихся.




Слайд 6Тематика занятий


Слайд 7Тематика занятий


Слайд 8Тематика занятий


Слайд 9Ожидаемые результаты от реализации практикума
Образовательные:
- возрастание интереса учащихся к естественнонаучному блоку

дисциплин, создание условий для формирования УУД;
- формирование естественнонаучной картины мира, общенаучной культуры, экологической и биологической культуры;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и формирование опыта творческой деятельности.
Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса – реализация научно-практического образования;
- повышение уровня личностного развития обучающихся, осуществление профориентации.

Слайд 10Индивидуальный план выполнения
исследовательской работы


Слайд 11 Оценивание успешности обучающихся при выполнении
учебно-исследовательской работы (для педагога)


Слайд 12Пример инструктивной карточки на занятии
Морфолого-анатомические особенности почвенных водорослей
Цель: ознакомиться с особенностями

внешнего и внутреннего строения клеток почвенных водорослей, научиться определять наиболее распространенные роды альгофлоры, устанавливать их систематическое положение
Оборудование: чашки Петри, техника для микроскопирования, готовые препараты водного мха – лептодикциума берегового, цветкового водного растения – элодеи канадской.
1 Приготовите технику для микроскопирования к работе. На предметное стекло в каплю воды положить покровное стекло, предварительно удалив комочки почвы. Рассмотреть микропрепарат под малым, а затем – под большим увеличением.
2 Зарисовать клетки водорослей. С использованием схематических рисунков, определить, одноклеточные или многоклеточные виды, одиночные или колониальные формы формируют альгогруппировку на стекле обрастания.

Слайд 13Пример инструктивной карточки на занятии
Под большим увеличением рассмотреть и зарисовать основные

части клетки любой водоросли. Доказать, что водоросль – это растение, указать основные компоненты клеток водорослей. На многоклеточных сине-зеленых водорослях рассмотреть и зарисовать гетероцисту. Выяснить значение гетероцисты для почвенных водорослей.
4 Исследовать строение клеток одноклеточных и многоклеточных водорослей. Выделите признаки сходства и различия. Выяснить, какие формы водорослей появились в процессе эволюции первыми. Привести доказательства.
Рассмотреть клетки любой почвенной водоросли, водного мха – лептодикциума, цветкового водного растения – элодеи канадской. Зарисуйте особенности клеточного строения трех видов. Выделить отличительные признаки в их клеточном строении. Объяснить, почему почвенные водоросли – низшие растения.


Слайд 14Пример инструктивной карточки на занятии
5 На основе внешних признаков клеток почвенных

водорослей: формы, относительных размеров, наличия капсул, слизи на поверхности клеточных оболочек, способности образовывать колонии, наличия особых пигментов, установить принадлежность видов к определенному роду и отделу. Для работы можно использовать краткий определитель (Приложение), рисунки и описание водорослей (Ашихмина, 2000).

Рисунок 1 – Диатомовые водоросли, сине-зеленые водоросли и клетки мохообразных

Рисунок 2 – Слизистый чехол у рода Gloeocapsa


Слайд 15Пример инструктивной карточки на занятии
6 По итогам исследований составить таблицу:
Таблица –

Характеристика почвенной альгофлоры на
стеклах обрастания


Слайд 16Список литературы для организации практикума
1 Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.:

АГАР, 2000. 385 с.
2 Голлербах М.М., Штина Э.А. Почвенные водоросли. М.: Наука, 1969. 228с.
3 Кабиров Р.Р., Шилова Н. И. Почвенные водоросли свалок бытовых отходов //Экология. 1998. №5. С. 25-29.
4 Кузнецов М. С. Методы изучения микроорганизмов. М.: Наука, 1989. 132 с.
5 Методы почвенной микробиологии и биохимии / Под ред. О.Г. Звягинцева. М.: Изд. МГУ. 1991. 291с.
6. Степанов А.М., Кабиров Р.Р., Мусаев Е.К. Состояния синузий почвенных водорослей лесных экосистем в районе Чернобыльской АЭС // Бот. журн. 1994. №3. С. 56-59.
7 Суханова Н.В. Сукцессии почвенных водорослей городских свалок твердых бытовых отходов // Бот. журн. 1996. №2. С. 54-61.
8 Штина Э.А. Почвенные водоросли. Л.: Наука, 1969. 243 с.
9 Штина Э.А. Почвенные водоросли как биологические индикаторы // Бот. журн. 1990. №3. С. 441-449.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика