Антропология. Наука о другом. Становление идей и теорий. (Лекция 2) презентация

В XIX веке формируется предмет антропологии: культура и общество, с акцентом на первобытные, «доисторические», бесписьменные, традиционные, безгосударственные и т.п. формы (2) «естественные» основания культуры и общества, законы, по которым

Слайд 1Наука о Другом. Становление идей и теорий


Слайд 2
В XIX веке формируется предмет антропологии:
культура и общество, с акцентом на

первобытные, «доисторические», бесписьменные, традиционные, безгосударственные и т.п. формы
(2) «естественные» основания культуры и общества, законы, по которым они существуют
метод (cтандартное понимание научности):
индуктивизм, эмпиризм, экспериментальность и сравнительный анализ

Слайд 3Шарль де Монтескье «О духе законов» (1748):
принципы социальной жизни могут быть

познаны не путем умозрительных построений, а единственно путем наблюдения и сравнительного изучения
все институты каждого общества образуют систему взаимозависимых составляющих.
Отношения между ними могут быть выявлены путем сравнения большого числа различных обществ


Слайд 4Благородный дикарь
Д. Дефо. Робинзон Крузо (1719)


Слайд 5Мишель Монтень (1533-1592) («Опыты» Кн.1 Гл. XXXI «О каннибалах» (1580):
…в этих

народах, согласно тому, что мне
рассказывали о них, нет ничего варварского и дикого, если только не считать варварством то, что нам непривычно. Ведь, говоря по правде, у нас, по-видимому, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны. Тут всегда и самая совершенная религия, и самый совершенный государственный строй, и самые совершенные и цивилизованные обычаи. Они дики в том смысле, в каком дики плоды, растущие на свободе, естественным образом; в действительности скорее подобало бы назвать дикими те плоды, которые человек искусственно исказил, изменив их природные качества. В дичках в полной силе сохраняются их истинные в наиболее полезные свойства, тогда как в плодах, выращенных нами искусственно, мы только извратили эти природные свойства, приспособив к своему испорченному дурному вкусу.

Слайд 6Стадиальность развития человечества
Николя Кондорсе (1743-94)
“Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума”:

10 стадий прогресса, 2 периода - доисторический период (3 стадии) и исторический (с изобретения письменности).

Слайд 7Ж.-Ж. Руссо, «Рассуждение о происхождении неравенства» (1754)

«Я затрудняюсь понять, почему в

век, кичащийся своими знаниями,
не найдется двух человек, из которых один хотел бы жертвовать
двадцать тысяч талеров из своего имения, а другой — десять лет
жизни своей на славное странствование вокруг света, дабы учиться познавать не только травы и камни, но и хотя бы один раз — человека и нравы... весь мир населен народами, о которых мы знаем только имена, а за всем тем беремся рассуждать о человечестве! Вообразим себе Монтескье, Бюффона, Дидро, д'Аламбера, Кондильяка или людей, им подобных, путешествующих для просвещения своих соотечественников, наблюдающих и описывающих так, как только они умеют, Турцию, Египет, Барбарию, Марокко, Гвинею, Кафрскую землю, внутреннюю Африку и ее восточное побережье, Малабарский берег, империю Моголов, берега Ганга, королевства Сиама, Пегу и Ава, Китай, Татарию и особенно Японию; и в другом полушарии — Мексику, Чили, земли Магеллана, не забывая патагонцев истинных или ложных, Тукуман, Парагвай, если возможно, Бразилию, караибов, Флориду и все дикие страны. Такие путешествия будут самыми нужнейшими из всех и потребуют особой тщательности. Предположим, что эти новые Геркулесы по возвращении из своих достопамятных путешествий опишут на досуге природу, нравы и политическую историю того, что они видели; и тогда мы сами смогли бы увидеть новый свет, рождающийся под их пером, и таким образом научились бы познавать наш собственный мир..."



Слайд 8
Руссо сформулировал одну из главных идей а.: изучение других народов и

культур нужно для того, чтобы лучше понять самих себя.
И открыл принцип а. исследования:
«чтобы обнаружить свойства, надо сперва наблюдать различия».

Слайд 9Философия позитивизма
Огюст Конт (1798-1857)
Существуют неизменные законы, общие и для природы,

и для общества. Законы естественного и прогрессивного развития заложены в природе человеческого рода и вытекают из инстинктивного стремления к самосовершенствованию.
Сформулировал особый закон, который считается отличительной чертой позитивизма – закон постоянного подчинения воображения наблюдению.


Слайд 10Герберт Спенсер (1820-1903) “Основания социологии”

“нужно сосредоточить наше внимание исключительно на факторах

первобытного характера. Мы должны, насколько это возможно, ограничить данные сциологии лишь теми первичными данными, которые общи всем общественным явлениям вообще и которые легко открываются даже в самых простых обществах”.


Слайд 11Викторианская антропология
Эволюционизм. «Дикари» как недостающее звено в цепи эволюции
Эдв. Тайлор (1832-1917)


«Первобытная культура. Исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев» (1871).
Первое русское издание – 1872 год


Слайд 12Эдвард Тайлор (1832-1917)
Понятие и метод культурного пережитка:
«Между свидетельствами, помогающими нам проследить

действительный ход цивилизации, существует обширный класс фактов, для обозначения которых я почел удобным ввести термин «пережиток». Это те обряды, обычаи, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого.”

Слайд 13
Теория анимизма


Слайд 14Эволюционизм в США
Льюис Генри Морган (1818—1881);
«Древнее общество, или исследование линий

человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877)
“Лига ирокезов” (1851)

Эли Паркер

Слайд 16Диффузионизм
Франц Боас (1864-1942)
культурный релятивизм: каждое общество, или каждую культуру, следует

понимать в ее собственных терминах, изнутри; расположение обществ по ступеням эволюционной лестницы не является ни возможным, ни особенно интересным.
исторический партикуляризм: каждое из обществ имеет свою собственную уникальную историю, нет никаких «необходимых стадий», через которые они проходят. Нельзя обобщить исторические последовательности; все они уникальны. Все общества имеют свои собственные пути, ведущие к устойчивым состояниям, и свои собственные механизмы изменения.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика