Слайд 1Андрей Рублёв,
Икона - Крещение Господне
Редактор: ThLic. Антон Крачуновски ofm
Слайд 2Икона
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции-
канонам.
Икона: от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»
Хорошая икона — это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии.
В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах.
Канон - это содержательная форма в которую входит:
Техника иконописи,
Пропорции фигур,
Тип лица и выражение,
Внешность и поза,
«Уплощение», игнорирование линейной перспективы,
Паллета цветов, игнорирование светотени.
Слайд 3«Читать икону»
На икону не только смотрим. Икону надо
«читать»! Чтобы «читать» необходимое знать алфавит и понимать смысл слов.
Слайд 4Язык символов
Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме
хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в иконописной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность.
Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, — это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность.
У Бога-Отца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Богоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг — вечность, вечную жизнь.
Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных.
Слайд 5Крещение Господне.
Богоявление
Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30 лет, Он пришёл
на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешен, Господь Иисус Христос, конечно, не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой сходил на Него с Небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения называется ещё и Богоявлением.
Слайд 6Бог Отец, Сын и Дух Святой
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из
воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3,16-17)
В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.
Слайд 7Дух Святой
Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в
виде парящего над Христом голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого нисходит луч, заканчивающийся небольшим кругом, в центре которого и помещен голубь.
Слайд 8Аналогия с потопом мира.
Жертвенная птица
С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом.
Как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле. Так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя служило указанием на прощение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.
Слайд 9Христос
Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный Иисус Христос
принимает крещение омовением в Иордане. Крещение Иисуса раскрывает Его Божественную природу: миру явился воплотившийся в человеческом облике Сын Божий. Это — Богоявление.
Два естества,
одна сущность.
Бог и человек.
Слайд 10Истинно Сущий
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие
— “истинно Сущий”, потому что “Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий” (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Слайд 11Помазанник
Иисус начал свое учение. "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал
Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение..." (Лк. 4, 18)
С этого момента Иисус выступает как Мессия (от евр. машиах — "помазанник", по-гречески- Христос). Начинается Его великое служение.
Слайд 12Освещение воды
Своей правой рукой Он благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая
при этом их своим погружением. Отныне - вода не образ смерти, но рождения в новую жизнь.
Слайд 13Крещение – погребение со Христом к новой жизни
Христос изображен стоящим на
фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело — про образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть и возрождение к вечной жизни.
Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».
Слайд 14Новый Адам
Сама фигура Спасителя может быть изображена в полоборота к Иоанну,
обнаженной, что характерно для ранних икон праздника, или стоящей фронтально, но уже с повязкой (перепоясанием) на чреслах.
Христос надевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.
Слайд 15Восприемники крещения
На правом берегу изображаются три или четыре ангела, олицетворяющие "восприемников",
принимающих окрещенных из воды, обязанность которых принимать "крещаемых" из воды.
Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.
Слайд 16Ангелы
Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела,
склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы (платы) на руках. Тем самым символически изображая действия диаконов во время Таинства.
Слайд 17Между небом и землей
Фигуры ангелов образуют как бы ступени лестницы,
поднимающейся от земли в небо. Круто поднимаются и берега Иордана. Все устремлено вверх. А в центре всего — Иисус Христос.
Богоявление произошло.
Слайд 18Фигурки во воде
Эти фигурки — удивительные изображения языческой античности, проникшие и
закрепившиеся в иконографии православного образа "Богоявление". В глубокой древности в ранних изображениях Крещения Господня это было сделано традиционным и привычным для античности способом: море и реку обозначили антропоморфными фигурками. Их "убегание" и "обращение вспять" стушевалось.
Слайд 19Река Иордан и море
Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура -
персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде".
Слайд 20Горы
Резкие и острые пробелаы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзию отдаленности
поднимающихся в небо гор — здесь можно усмотреть редкую удачную попытку передать пространственную глубину. Река Иордан заключена между двух высоких горок. Одним из назначений изображения горок на иконах, помимо того, что они символизируют ступени духовного восхождения, является то, что они показывают действие, происходящее на открытом пространстве.
Слайд 21Канон
Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения
Господня кратко: “Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча на колена преклонился”. Более поздние тексты дают описание подробнее: “Господь наш Христос стоит в Иордане реке, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета).
Икона написана не по канону!
Слайд 22Иоанн Креститель
Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу;
и прикоснулся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единого от Святой Троицы. На Предтече риза от волос верблюжьих и пояс усмен о чреслах его, а риза мохнатая -дикая (коричнево-оливковая).
Слайд 23Ризы
Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают
о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.
Слайд 24Цвет риз
Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет
несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9).
Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белимы”,
цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.