Слайд 1АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2
Высшая нервная деятельность (ВНД)
-сложная форма жизнедеятельно-
сти, обеспечивающая индивидуаль-
ное поведенческое приспособление
человека и
высших животных к из-
меняющимся условиям окружаю-
щей среды.
Понятие «ВНД» введено И.П.Павло-
вым.
Слайд 3
Нервные связи, лежащие в основе
ВНД, формируются в процессе инди-
видуальной жизни организма
и спо-
собствуют обогащению приобретен-
ного опыта.
Низшая (врождённая) нервная дея-
тельность осуществляется на основе
врождённых механизмов и направ-
лена на поддержание гомеостаза
организма в процессе его жизнеде-
ятельности.
Слайд 4
Низшая нервная деятельность-без-
условно-рефлекторная, сформиро-
валась в процессе эволюции вида,
одинакова для всех представителей
данного
вида животных и мало за-
висит от условий существования отдельного организма. Безусловные
рефлексы обеспечивают жизнедея-
тельность организма в условиях ста-
бильности факторов окружающей
среды.
Слайд 5
Физиологом П.К.Анохиным и его учениками доказано, что главным условием формирования целена-
правленного
поведения является возможность достижения биологи-
чески важного результата действия.
Именно для получения полезного
результата и формируется объеди-
нение разнородных центральных
и периферических нервных аппара-
тов в единую систему.
Слайд 6
Непременным условием любого по-
веденческого условно-рефлекторно-
го акта является наличие определён-
ной мотивации, всегда
возникаю-
щей в условиях определённой об-
становки.
Слайд 7
Мотивация-состояние, субъективно выражающее объективную потреб-
ность, на основе которой формиру-
ется целенаправленное поведение,
обеспечивающее
удовлетворение
данной потребности.
У человека,получившего информа-
цию о состоянии реальной обста-
новки, включаются механизмы, из-
влекающие из памяти опыт удов-
летворения данной мотивации.
Слайд 8
Данные мотивационного возбужде-
ния, обстановки, памяти и сигналы
условного раздражителя оценива-
ются в высших
отделах головного
мозга и там же формируются ответ-
ные действия для удовлетворения
мотивации.
Слайд 9
В нервной системе имеется специ-
альный нейрофизиологический ап-
парат, контролирующий степень
соответствия результатов получен-
ных
и задуманных, который П.К.Ано-
хин называл «акцептором результа-
тов действия».
Слайд 10
В результате действия нового раз-
дражения, вызывающего ориенти-
ровочный рефлекс, имеющиеся условные рефлексы
легко тормозят-
ся( так называемое «внешнее тор-
можение» по И.П.Павлову). При
условии неподкрепления условного
раздражителя безусловным так же
вырабатывается внутреннее (услов-
ное) торможение.
Слайд 11
Процессы торможения условных
рефлексов способствуют более со-
вершенному приспособлению к сре-
де. Организм воспринимает
раздра-
житель сначала без его уточнения.
При этом процесс возбуждения рас-
пространяется по большому участку
коры головного мозга. При повторе
раздражения возбуждение концен-
трируется в меньшем участке коры
( представительстве анализатора).
Слайд 12
Торможение ненужных нервных свя-
зей помогает закреплению нужных
(так вырабатываются условные реф-
лексы). В
этот процесс включаются
и другие участки мозга, отвечающие
за восприятие других раздражите-
лей. При избыточном воздействии
и перенапряжении процессов воз-
буждения и торможения в действие
вступает запредельное торможение,
спасающее нейроны от истощения.
Слайд 13
Сложным феноменом ВНД является
динамический стереотип- последо-
вательность процессов возбужде-
ния, отражающих стереотипно по-
вторяющее
воздействие окружаю-
щей среды. С его помощью осущест-
вляется оптимальное приспособле-
ние организма. Нарушение стерео-
типа является тяжелой нагрузкой
на нервную систему.
Слайд 14
В корковом отделе анализаторов
представлены не только их ядра, где
осуществляется высший анализ
и
синтез определённых раздражений,
но и рассеянные элементы; при этом
концы корковых анализаторов пере-
крывают друг друга.
В коре головного мозга расположе-
ны 52 поля корковых отделов анали-
заторов.
Слайд 15
Физиологическим проявлением ВНД
служит возбудимость и подвижность
нервных процессов и их способность активно
вмешиваться в ситуацию.
ВНД человека, её характер и прояв-
ления зависят от индивидуальных
особенностей нервной системы. Она
обусловлена наследственными осо-
бенностями человека, его жизнен-
ным опытом и называется типом
высшей нервной деятельности.
Слайд 16
Для определения типа ВНД по
И.П.Павлову используют свойства
нервной системы:силу процессов
возбуждения и торможения,
их вза-
имные уравновешенность и подвиж-
ность (скорость смены возбуждения
и торможения).
От типа ВНД зависит эмоциональная
реактивность.
Слайд 17
Сангвиник: нервная система силь-
ная, уравновешенная, подвижная.
Человек быстрый, легко адаптирую-
щийся к условиям
жизни, обладает
высокой сопротивляемостью к труд-
ностям. Общительный, продуктив-
ный деятель, склонный к положи-
тельным эмоциям. Активность и ре-
активность уравновешены, мимика и жесты живые, порог чувствитель-
ности высокий. Повышенно активен.
Слайд 18
Сангвиник не замечает слабых света
и звуков, долго не утомляется, быст-
ро говорит.
Находчив, имеет гибкий
ум, быстро переключается и овладе-
вает новыми навыками. Конституция
нормостеническая.
Холерик: имеет сильную, неуравно-
вешенную нервную систему с преоб-
ладанием возбуждения над тормо-
жением. Обладает большой жизнен-
ной энергией,вспыльчив,несдержан.
Слайд 19
Холерик осуществляет деятельность
увлечённо, но не долго. Нетерпелив,
резок, порывист,в общении вспыль-
чив, необуздан,
криклив. Склонен к
гневу и ярости, обладает малой чув-
ствительностью и высокой реактив-
ностью, устойчивостью стремлений
и интересов, настойчивостью.
Экстраверт. Обычно нормостеник
или астеник.
Слайд 20
Флегматик – человек с сильной,
уравновешенной, инертной нервной
системой, реагирует спокойно, мед-
ленно,
не склонен к перемене свое-
го окружения, хорошо сопротивляет-
ся сильным и продолжительным
раздражителям, Работоспособен и
терпелив (интроверт). Спокойный,
ровный, настойчивый и упорный в
труде, выдержанный. Трудно привы-
кает к новым людям.
Слайд 21
Флегматик высокоактивный при ма-
лой реактивности, малоэмоциона-
лен и малочувствителен; движения,
речь и мимика
замедлены. Обычно
гиперстеник.
Меланхолик- человек со слабой
нервной системой, плохо сопротив-
ляющийся воздействию сильных
стимулов, часто заторможен и пас-
сивен, боязлив и беспокоен в пове-
дении, обидчив, слабо вынослив.
Слайд 22
Меланхолик склонен к переживани-
ям, неуверенности в себе, необщи-
тельности, страху. Быстро теряется,
уходит в себя. Обладает высокой
чувствительностью и малой реактив-
ностью, тихим робким голосом, ма-
лой работоспособностью, лёгкой
утомляемостью, неустойчивым вни-
манием, замедленными психологи-
ческими процессами. Обычно асте-
ники и интроверты.
Слайд 23
Темпераментом называют совокуп-
ность свойств, характеризующих ди-
намические особенности протека-
ния психических процессов и
пове-
дения человека, их силу, скорость,
возникновение, прекращение и из-
менение.
Темперамент- биологический фунда-
мент, на котором формируется лич-
ность, как социальное существо.
Слайд 24
Темперамент отражает в основном
динамические аспекты поведения
преимущественно врождённого ха-
рактера. Он откладывает отпечаток
на
коммуникабельность: сангвиники быстро устанавливают контакты и
являются центрами компаний, флег-
матики устанавливают социальные
контакты медленно, но устойчивы в
узком круге знакомых.
Слайд 25
Сангвиники и холерики проявляют
меньшие сопротивляемость и про-
дуктивность в условиях строгого рег-
ламента,
флегматики и меланхолики
в этих условиях более продуктивны.
В экстремальных ситуациях меланхолик самый чувствительный и ранимый тип, флегматик-тугодум, сангвиник и холерик могут допустить необдуманные поступки.
Слайд 26
Индивидуальные особенности пове-
дения человека обусловлены свой-
ствами процессов возбуждения и
торможения. Этими особенностями
обладают
сила (способность нерв-
ной системы выдерживать сильные
раздражители), уравновешенность
(соотношение процессов возбужде-ния и торможения) и подвижность
(показывает смену процессов воз-буждения и торможения).
Слайд 27
Сигнальные системы
В основе первой сигнальной систе-
мы лежит механизм формирования
условных рефлексов, вторая
сиг-
нальная система свойственна толь-
ко человеку. Функцию сигнала в
этой системе играет слово(речь).
Слово и речь составляют эту систе-
му. Её развитие и совершенствова-
ние происходит непрерывно в про-
цессе обучения.
Слайд 28
В основе второй сигнальной систе-
мы лежит первая система. Вторую
сигнальную систему составляют
сло-
во и речь. Для человека слово явля-
ется не только раздражителем, но и
понятием. Трудовая деятельность
рождает речь как средство общения
между людьми. Труд рождает речь.
«Сначала труд, а затем и речь сдела-
ли нас людьми» (Ф.Энгельс). Речь-
вербальная форма общения.
Слайд 29
Слово слышимое, видимое (пись-
мо), осязаемое (азбука Бройля) и
произносимое становится 2 сиг-
нальной
системой. Большинство
временных связей у человека обра-
зуется при помощи речи. Она созда-
ла условия для передачи и хранения
знаний. Язык становится средством
борьбы и развития общества, т.к. за-
крепляет в словах результаты чело-
веческого мышления.
Слайд 30
Речевой процесс является рефлек-
торным и подчинённым тем же про-
цессам, что и
в 1 сигнальной систе-
ме. Во 2 сигнальной системе имеют-
ся афферентные и эфферентные ча-
сти: слово не только произносится
человеком для общения, но и вос-
производится им.
Слайд 31
Речедвигательный анализатор свя-
зан со слуховым и зрительным ана-
лизаторами и на основе
их взаимо-
действия осуществляется чтение,
письмо, речь и понимание того, что
человек видит и мыслит.
Общение человека осуществляется
с помощью моторной и сенсорной
речи.
Слайд 32
Моторная (устная, звуковая)экспрес-
сивная речь характеризуется произ-
ношением голосом слов, предложе-
ний.
Письменная речь –
буквенное вос-
произведение речи.
Рядовая речь – выполнение счёта,
повтор месяцев, дней недели.
Мануальная речь-общение жестами.
Слайд 33
Сенсорная импрессивная речь –фор-
ма, включающая восприятие речи и
её понимание. Нарушение импрес-
сивной
речи-сенсорная афазия-вы-
ражается через нарушение письма
(аграфия), чтения(алейкия) и др.
Устная импрессивная речь выража-
ется в слуховом восприятии произ-
носимого, а письменная импрессив-
ная речь- в зрительном или тактиль-
ном восприятии текста.
Слайд 34
Письмо и чтение объединяются в
понятие письменной речи.
Человеку присуща внутренняя речь.
Экспрессивная
речь включает уст-
ную и письменную речь, понимание
речи по слуху и чтению. Её наруше-
ние называют моторной афазией.
При субкортикальной моторной афа-
зии нарушается устная речь, но со-
храняется письмо (сохраняется внут-
ренняя речь, присущая человеку).
Слайд 35
Выделяют речь рядовую(счёт), раз-
говорную (пишешь, как слышишь),
профессиональную (с терминологи-
ей) и академическую
(литературную,
соответствующую правилам грамма-
тики, синтаксиса и пунктуации).
В громкой речи участвуют дыхатель-
ные, артикуляционные мышцы, го-
лосовые связки, которые контроли-
руются сенсорными речевыми отде-
лами коры больших полушарий.
Слайд 36
В произношении звуков участвуют
лёгкие, гортань, трахея, глотка, язык,
губы, зубы, щёки и
придаточные пазухи. Сенсорная афазия возникает при поражении 22 поля (кора верхней височной извилины, центр анализа и синтеза речи). При ней нарушаются понимание устной и письменной речи, произвольное письмо и счёт.
Слайд 37
Расстройство чтения (алексия) воз-
никает при поражении 39 поля в те-
менно-затылочной области
коры ле-
вого полушария: нарушено чтение
«вслух» и «про себя», не понимает-
ся смысл написанного слова.
Аграфия (утрата способности писать)
-нарушение внутренней речи. Воз-
никает при поражении заднего отде-
ла средней лобной извилины. Обыч-
но сочетается с моторной афазией.
Слайд 38
Кроме речи к формам психической
деятельности относят память, созна-
ние, обучаемость, мышление, адек-
ватность
поведения.
Память – запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек
воспринимал,думал,переживал или
делал когда-то, т.е. отражение про-
шлого опыта, обстоятельств жизни
и деятельности личности.
Слайд 39
Память служит основой непрерыв-
ности психологической деятельно-
сти, связывает прошлое, настоящее
и будущее.
Основные процессы
памяти: запо-
минание, сохранение и воспроизве-
дение.
Запоминание-процесс запечатления
в сознании поступающей информа-
ции в виде образов, мыслей, поня-
тий, переживаний и действий.
Слайд 40
Различают непроизвольное (непред-
намеренное) и произвольное (пред-
намеренное) запоминание.
Непроизвольное осуществляется са-
мо по себе,
без преднамеренного
желания что-то запомнить. Оно оп-
ределяется не установками или це-
лями, а особенностями объектов и
отношением человека к ним.
Слайд 41
Непроизвольно запоминается обыч-
но то, что произвело яркое впечат-
ление, вызвало сильные
пережива-
ния. Оно становится эффективнее,
если включается в активную умст-
венную деятельность.
Произвольное запоминание являет-
ся для человека ведущим,возникает
и развивается в процессе общения
и трудовой деятельности.
Слайд 42
По степени сознательной активности
память различают непроизвольную
и произвольную(механическую и
логическую).
При механической памяти запоми-
нание
и воспроизведение соверша-
ются на основе пространственной и
временной близости и последова-
тельности явлений, предметов и событий.
Слайд 43
При логической памяти запомина-
ние и воспроизведение совершают-
ся на основе установления смысло-
вых
связей между ними, независимо
от расположения предметов, явле-
ний, событий в пространстве или
следования во времени.
По продуктивности запоминания
логическая память превосходит ме-
ханическую.
Слайд 44
Логическая память отличается более
длительным сохранением запечат-
лённого материала, она необходима
для понимания и
запоминания смы-
сла изучаемого материала и включе-
ния его в систему накопленных зна-
ний, механическая память необхо-
дима для точного полного запечат-
ления и сохранения запоминаемого.
Слайд 45
По психологическому содержанию
запоминаемого выделяют память
образную, словесно-логическую,
эмоциональную и двигательную.
В образной памяти выделяют
зри-
тельную, слуховую, обонятельную
вкусовую и осязательную.
Словесно-логическая память-память
на мысли-выражение в понятиях.
Эмоциональная память-память на
чувства, основа сопереживаний.
Слайд 46
Двигательная память-память на дви-
жения, основа овладения двигатель-
ными действиями.
По продолжительности сохранения различают
память долговременную,
кратковременную и оперативную
(сохраняется на время выполнения
действия).
Слайд 47
Объём памяти-количество материа-
ла, которое может быть правильно
воспроизведено сразу после одно-
кратного восприятия.
Точность
памяти-определяется
идентичностью воспроизводимого и
запоминаемого.
Быстрота запоминания-время(число
повторений), необходимое для пол-
ного и правильного запоминания
материала.
Слайд 48
Длительность сохранения-время
удержания в памяти материала.
Готовность памяти-способность бы-
стро извлекать из памяти то,
что не-
обходимо человеку в данный мо-
мент. В сочетании с мышлением она
составляет находчивость и сообра-
зительность.
Слайд 49
Сохранение – удержание в памяти
какое-то длительное время и пере-
работка того, что
было запечатлено
и запомнилось.Сохраняется в памя-
ти значимый многократно повторя-
емый материал, хорошо памятный,
используемый в практической дея-
тельности (главное условие). Это от-
носится к знаниям, умениям и навы-
кам.
Слайд 50
Забывание –неизбежный процесс.
Протекает почти непрерывно, запо-
минание при этом обобщается. Час-
тично забытое
бывает трудно вос-
произвести, но легко узнать. Забы-
вание зависит от содержания мате-
риала, его осознанности и объёма.
Слайд 51
Воспроизведение – избирательное
оживление хранящейся в памяти
информации в связи с потребностя-
ми человека,
конкретными обстоя-
тельствами и задачами в деятель-
ности. Разновидностью является уз-
навание, проявляющееся при вто-
ричном восприятии объекта.
Воспроизведение может быть про-
извольным и непроизвольным.
Слайд 52
Непроизвольное воспроизведение
происходит без всякого намерения,
произвольное-организуется посред-
ством волевых усилий и сознатель-
но направленной
целью. Его особен-
ностью является наличие осознава- емого мотива.
Слайд 53
Мышление-процесс опосредованно-
го и обобщённого отражения, уста-
новления существующих связей и
отношений между
предметами и яв-
лениями действительности.
Мышление-познавательный процесс
более высокого уровня по сравне-
нию с непосредственным чувствен-
ным отражением действительности
в ощущениях, восприятиях и пред-
ставлениях.
Слайд 54
Мышление приводит к познанию за-
конов природы и общественной
жизни, выполняет регулирующую,
познавательную
и коммуникатив-
ную функции.
Мышление выражается в речи.
Мысль должна быть оформлена так,
чтобы её поняли другие люди.
Слайд 55
Источником познания является
практика, она же-критерий правиль-
ности человеческого мышления.
Мышление- всегда решение
какой-то задачи, поиск выхода из сложной
ситуации. В результате мышления
формируется общее знание о пред-
мете.
Слайд 56
Наглядно-действенное(практичес-
кое)мышление осуществляется в
процессе практической деятельно-
сти и связано с решением
практиче-
ских задач. Является основным ви-
дом мышления.
Наглядно-образное мышление свя-
зано с решением мыслительных за-
дач, основанных на образном мате-
риале.
Слайд 57
Словесно-логическое мышление-от-
влечённое, теоретическое. Имеет
форму отвлечённых понятий и суж-
дений, связано с использованием
философских, математических,физи-
ческих и других понятий и сужде-
ний. Является самым высоким уров-
нем мышления.
Все формы мышления взаимозаме-
няемы.
Слайд 58
Основными формами мышления принято считать понятия, суждения
и умозаключения.
Понятие-выраженная в слове мысль
об
общих и существенных признаках
предметов и явлений.
Понятия формируются в процессе
исторического развития человека и
человечества. Умение мыслить-уме-
ние оперировать понятиями и зна-
ниями.
Слайд 59
Суждение-форма мышления, в кото-
рой высказывается утверждение или
отрицание связей и отношений меж-
ду
предметами, явлениями и собы-
тиями. Суждения могут быть общи-
ми и частными.
Умозаключение-форма мышления, в котором из одного или нескольких
суждений выводится новое сужде-
ние, завершающее мыслительный
процесс.
Слайд 60
Различают индуктивное умозаклю-
чение (от частного суждения к обще-
му) и заключение по
аналогии (ис-
пользуется для построения гипотез).
Мыслительными операциями назы-
вают умственные действия, исполь-
зуемые в процессе мышления.
К ним относят: анализ, синтез, срав-
нение, обобщение, абстракцию,
конкретизацию и классификацию.
Слайд 61
Анализ-мысленное расчленение це-
лого на части.
Синтез-мысленное соединение час-
тей и признаков в систему.
Сравнение-мысленное
установле-
ние сходства или различия между
предметами.
Обобщение-мысленное объедине-
ние предметов или явлений на осно-
ве выделения общих и существен-
ных признаков.
Слайд 62
Абстракция-мысленное отвлечение от каких-либо свойств или призна-
ков предметов.
Конкретизация-мысленное выделе-
ние из общего
того или иного част-
ного свойства или признака.
Классификация-мысленное разъеди-
нение и последовательное объеди-
нение предметов, явлений по опре-
делённым признакам.
Слайд 63
Мышление-обобщённое отражение
действительности. Высшее челове-
ческое мышление-речевое.
Индивидуальные способности мыш-
ления складываются в процессе
жизни,
определяются её условиями,
условиями обучения и воспитания.
Особенностями мышления являются
его последовательность, гибкость,
самостоятельность и критичность,
и широта, и глубина ума.
Слайд 64
Последовательность мышления-
умение устанавливать логический
порядок.
Гибкость мышления-умение быстро
оценивать ситуацию.
Самостоятельность мышления-уме-
ние поставить новый вопрос,
найти
ответ, не поддаваясь постороннему
влиянию.
Слайд 65
Критичность мышления-характери-
зуется умением критично относиться
к своей мысли, взвешивать «за» и
«против».
Широта ума-характеризуется
разно-
сторонностью знаний, умением
творчески мыслить, связывать тео-
рию с практикой.
Глубина ума-умение выделить слож-
ный вопрос, вникнуть в его сущность
и рассмотреть во всех его связях.
Слайд 66
Сознание-высшая форма отражения
действительности, характеризующая
духовную активность человека.
Сознание – свойство высокооргани- зованной материи,
продукт её раз-
вития. Оно неотделимо от психики
человека, его социальной жизнеде-
ятельности, обусловлено трудовой
деятельностью.
Слайд 67
Сознание-субъективная реальность,
реальность внутреннего мира лич-
ности, чувственных образов, мыслей
и воли.
Сознание связано с
материальными
процессами,воплощено в мозговой
нейродинамике, речи, предметной
деятельности человека. Сознание
не только отражает, но и творит мир,
способно предвидеть будущее и
мысленно конструировать новое.
Слайд 68
Сторонами сознания являются само-
познание и самосознание.
Адекватное самопознание-необхо-
димое условие самосовершенство-
вания всестороннего развития
лич-
ности.
Самосознание-осознание человека
как личности, оно выделяет индиви-
да из среды.
Слайд 69
В отличие от индивидуального соз-
нания,общественное сознание пред-
ставляет отражение общественного
бытия в форме
научных знаний, ис-
кусства, морали, философии, право-
вых и политических взглядов, рели-
гии. К нему относятся устоявшиеся
нормы, оценки, мнения, верования
и т.д. Общественное сознание над-
личностное.
Слайд 70
Процесс социализации человека за-
ключается в его приобщении к на-
личному общественному сознанию.
Содержание
индивидуального соз-
нания всегда меньше содержания
общественного сознания. Чем боль-
ше в индивидуальном сознании об-
щественных идей, тем выше их со-
циальная действенность.
Слайд 71
Адекватность поведения определя-
ется соотношением индивидуально-
го сознания и общественного и оце-
нивается по
отношению индивида
к нормам, традициям и правилам,
принятым в обществе.
Моральные чувства- чувства, в кото-
рых проявляется отношение челове-
ка к поведению других людей и сво-
ему собственному.
Слайд 72
Моральные чувства (симпатия и антипатия,уважение и презрение,
товарищество,дружба,долг,совесть)
обусловлены мировоззрением-си-
стемой взглядов и убеждений
чело-
века. Моральные чувства обуслов-
ливают адекватность поведения
личности.
Слайд 73
Обучаемость предъявляет человеку
определённые требования. Степень
развития психических процессов,
анализаторов, свойства развития
личности и скорость реакции инди-
видуальны. Способности человека
являются прижизненным образова-
нием. Они связаны с умениями, зна-
ниями, навыками и зависят друг от
друга.
Слайд 74
Учебные способности связаны с ус-
воением уже известных способов
выполнения деятельности, приобре-
тением
знаний, умений и навыков.
Различают способности у изучению
и усвоению материала, общие умст-
венные способности, качества ума.
Но без направленности личности
и её эмоционально-волевых свойств
способности не приводят к высоким
достижениям.
Слайд 75
Внимание-психофизиологический
процесс, состояние, характеризую-
щее динамические особенности по-
знавательной деятельности.
Внимание-процесс сознательного
или бессознательного отбора одной
информации,
поступающей через
органы чувств, и игнорирование
другой.
Слайд 76
Внимание выражается в сосредото-
ченности познавательной деятель-
ности на сравнительно узком участ-
ке внешней
и внутренней действи-
тельности, которые на данный мо-
мент времени становятся осознава-
емыми и концентрируют на себе
психические и физические силы
человека в течение определённого
периода времени.
Слайд 77
Внимание не имеет своего собствен-
ного содержания, оно включено в
другие психические
процессы: ощу-
щения, восприятия, представления,
память, мышление, соображения,
эмоции и чувство воли. Оно обеспе-
чивает отчётливость отражения дей-
ствительности.
Слайд 78
Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное, непроиз-
вольное и послепроизвольное.
Внешнее внимание: им
называют направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной, социальной), в которых существует человек, и на свои собственные
внешние действия и поступки.
Слайд 79
Внутреннее внимание-направлен-
ность сознания на явления и состо-
яние внутренней среды организма.
Соотношение между
внешним и внутренним вниманием играет роль во взаимодействии человека с окру-
жающим миром, другими людьми
и познании самого себя и умении
управлять собой.
Слайд 80
Внимания произвольное и непроиз-
вольное различаются по признаку
соотношения с целью деятельности.
При произвольном
внимании со-средоточенность сознания опреде-
ляется целью деятельности и кон-
кретными задачами, вытекающими
из её требований и изменившихся
условий.
Слайд 81
Непроизвольное внимание возника-
ет без предварительной постановки цели, как реакция на сильный
звук,
яркий свет, новизну предмета (не-
ожиданный раздражитель).
Послепроизвольное внимание воз-
никает вслед за произвольным, ко-
гда усилием воли человек сосредо-
точивает своё внимание на опреде-
лённом предмете или деятельности,
затем появляется интерес.
Слайд 82
Свойствами внимания являются:
объём(количество запоминаемого
и воспроизводимого),концентрация
(поглощенность предметом),устой-
чивость(длительная сосредоточен-
ность на предмете), переключение
(перемещение внимания
с предмета
на предмет),отвлечение (непроиз-
вольный перенос внимания) и рас-
пределение(возможность выполне-
ния нескольких действий сразу).
Слайд 83
Внимание может быть коллектив-
ным, групповым и индивидуальным.
Среди биологических потребностей
не последнее место
занимает по-
требность во сне. Продолжитель-
ность сна индивидуальна. Недосып
сопровождается утомляемостью,
ухудшением соображения, питания
головного мозга, памяти и внимания.
Слайд 84
Сон-изменённое состояние организ-
ма, периодически возникающее у
человека и способствующее восста-
новлению его сил
и самочувствия.
Циркадный ритм(смена сна и бодр-
ствования) регулируется эпифизом,
другими органами, корой головного
мозга(таламусом, гипоталамусом,
ретикулярной формацией).
Слайд 85
Ретикулярная формация стимулиру-
ет кору, ГГС выделяет релизинг-фак-
торы, надпочечники-катехоламины.
Либерины гипоталамуса стимулиру-
ют гипофиз,
статины-угнетают. Свет
регулирует синтез мелатонина в эпи-
физе, его содержание ночью увели-
чивается, а серотонина –уменьшает-
ся. Серотонин на свету возбуждает
ЦНС.
Слайд 86
У млекопитающих сигнал в ответ на световое раздражение глаза идёт от
сетчатки по нижнему акцессорному оптическому тракту
и преганглиональным симпатичес-
ким волокнам в верхние шейные
ганглии, оттуда- в эпифиз.
Циркадный ритм зависит также от
моторной активности организма, из-
меняется под влиянием внешних и
внутренних воздействий и болезней.
Слайд 87
Психическая деятельность человека
тесно связана с соматическим состо-
янием организма, болезнями, трав-
мами, изменяющими
подвижность
нейрофизиологических процессов
в ЦНС. Она имеет профессиональ-
ные особенности, темпераментные,
конституциональные и т.д.
Слайд 88
Теорий, объясняющих социальное
поведение человека много, но при этом не учитываются объективные
общественно-исторические
условия
жизни человека(конституциональ-
ная психология, фрейдизм,теория
ролей, теория поля, теория персоно-
логическая и др.).
Слайд 89
Отечественная психология, развивая
проблему активности личности, опи-
рается на теорию об активном ха-
рактере
отражения, о происхожде-
нии сознания из трудовой деятель-
ности. Источником активности лич-
ности являются естественные и куль-
турные потребности.
Слайд 90
Личностные ценности представляют
моральную основу характера лич-
ности, влияют на отношение к людям,
делу, себе и вещам.
Общественные ценности усваивают-
ся в процессе социализации и про-
являются во взглядах личности на
принятые в обществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, за-
коны.
Слайд 91
Общественные ценности формиру-
ют у личности черты характера: от-
ответственность, требовательность к себе,
бережливость и др.
Материальные ценности строятся на
восприятии материальных объектов:
вещей, денег, собственности и т.д.
Политические ценности определя-
ются отношением к национальному
благосостоянию государства, полит-
организациям, образу жизни.