Слайд 2Первое искусство – вырезанные фигурки
Первыми действительными проявлениями искусства считаются вырезанные фигурки
животных, повторяющиеся на фрагментах костей.
Также широко известны рисунки на стенах пещеры
Слайд 3Магическое предназначение искусства
В эпоху палеолита общество состояло из охотников, которые жили
изолированно. Социальные связи между ними были очень слабыми. Это было время, когда действовала «экономика выживания». Ее суть в том, что люди не производили потребляемую ими пищу, а добывали ее. От успеха в добыче пищи зависело их существование. Все это заставляет предполагать, что искусство также исполняло чисто практические функции.
Слайд 4Фронтальное изображение палеолитической «Венеры Леспугской» (высота 14,7 см), найденной в департаменте
Верхняя Гаронна (Франция) и хранящейся в парижском Музее Человека. Одна из наиболее известных находок эпохи Верхнего палеолита. Автор «разложил» женское тело на геометрические формы, что является отличительной чертой изображения. Эта -Венера», вырезанная из бивня мамонта, представляет собой сочетание окружностей, овалов и эллипсов. Обращает на себя внимание, что ее автор уделил минимум внимания ногам фигуры, изобразив их в виде некоей «культи», разделенной небольшим углублением
Слайд 5И еще: анализ произведений искусства палеолитической и неолитической эпох свидетельствует о
том, что натурализм связан с анархическими и индивидуалистическими формами жизни, в которых в определенной мере отсутствуют традиции, а значит, и четкие нормы и убеждения. Геометризм, напротив, демонстрирует тенденцию к объединению в организацию и представляет собой более широкое видение мира.
Слайд 6«Венера Лоссельская», называемая еще •Дама с рогом», барельеф на известняковой скале
(размер — 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция). Обнаружен в Лоссельской пещере, святилище эпохи Верхнего перигора. Заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным, для чего он располагает ягодицы по обеим сторонам живота. В то время как живот и ягодицы изображены детально, лицо лишено своих черт, и ноги едва обозначены
Слайд 7Особенность пещерных изображений палеолита:
первые наскальные изображения — штрихи, красочные пятна,
контуры рук.
освоение приемов графики (контурный рисунок, передача объема штриховкой и тенями);
передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства);
точность в передаче признаков животного и его движений палеолитическим художником;
изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство)
Одиночные малофигурные изображения
Слайд 8Первые вещи, сделанные человеком палеолита, имели практическое назначение. Это были предметы
повседневного обихода, хотя сегодня назначение многих из них трудно определить. С ориньякского периода они уже украшались декором, но повсеместно декорирование распространяется именно в мадлене. Среди орудий, сделанных из кости или бивня, выделяются ножи, резцы, скребки, гарпуны и иглы. Обращают на себя внимание копьеметапки, а также продолговатые предметы из рога северного оленя с крючком на одном конце, имеющем вид фигуры животного, и овальным отверстием на другом. Замечательны фигурки скачущей лошади, найденные на стоянке Монтаструк (Гаронна, Франция).
Слайд 9Мезолит
Многофигурные композиции (сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии) «Сражающиеся лучники» (Кастильон,
Испания)
Слайд 10Левантийская наскальная роспись Кова дель Кавалльс из Валльторты (Кастильон, Испания). Она
демонстрирует схематизацию и склонность к плоскостной и монохромной манере, типичную для этого направления в постпалеолитическом искусстве.
Слайд 11Роспись из Рока дельс Морос в Когуле (Лльейда, Испания), на которой
группа женщин в юбках исполняет ритуальный танец вокруг обнаженного мужчины. Человеческие фигуры здесь стилизованы, обращает на себя внимание скупость штрихов и великолепный лаконизм деталей, особенно очевидный на примере двух женщин, у которых не изображены ноги. Но, несмотря ни на это, ни на монохромный характер росписи, сцене присуща большая энергия и динамизм. Стоит отметить, что женщины представлены с обнаженной грудью, и изящество их форм подчеркнуто юбками
Слайд 12Неолит: геометризм и анимизм
В переходный период от палеолита к неолиту
имело место первое стилистическое изменение в Истории искусств: произошел переход от палеолитического натурализма к неолитической абстракции.
Слайд 13Формы искусства сельскохозяйственного общества
В искусстве не воспроизводится реальность, а создаются знаки
и символы. Типичным творением этой культуры стали менгиры, которые, как предполагалось, охраняли дух и покой божеств, героев и покойников. Не зря эти камни, втыкавшиеся в землю с огромным усилием, устанавливались в вертикальном положении, которое отличает человека от животных. Портреты этой эпохи несут в себе лишь основные черты, являясь как бы аббревиатурой, а изображение человеческой фигуры сводится к геометрической абстракции. Отличием изображения мужчины является почти всегда наличие оружия, а женщины — изображением округлостей на груди. Это — начало типологической дифференциации в искусстве.
Слайд 14Изменение мировоззрения в неолите — человек становится центром мира.
Центральное положение
человека в неолитических пещерных рисунках.
Использование рисунков для передачи целых сообщений (пиктография).
стилизованный динамизм
Слайд 15стилизованный динамизм
Женщины, собирающей мед, на изображении обнаруженном вблизи стоянки Ла Аранья
в Бикорпе (Валенсия, Испания)
Слайд 16Вызывает удивление хорошая сохранность многих из этих наскальных изображений. Объясняется это
тем, что на протяжении веков и даже тысячелетий входы во многие из этих пещер были засыпаны землей и камнями. Таким образом, сами пещеры оказались герметически закупорены. Древний человек изображал диких зверей такими, какими он их видел. В пещерах Африки и на востоке Испании были найдены также наскальные рисунки, изображающие движущиеся человеческие фигуры.
Слайд 18Краски изготавливались из натуральной охры, соединения железа, способного принимать различную окраску
—от слегка желтого до сочно-оранжевого цвета) и природного марганца.
Первобытные художники смешивали эти элементы, крошили их, стирали в мелкий порошок, добавляли своеобразный растворитель — чаще всего растопленный животный жир, и наносили полученную краску на стены пещер.
Слайд 19
Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители,
такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.
Слайд 20Составные части краски:
Охра - естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные,
коричневые, зеленые).
красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные;
жидкий разбавитель (основание краски) — вода или масло;
клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь).