Слайд 11.ЧЕЛОВЕК.МИР.ИНФОРМАЦИЯ
Курс лекций
«Философия
и методология научного исследования: когнитивная модель образования в
обществах знания»
В.С.Меськов, С.Н.Бычков
Слайд 2ЧЕЛОВЕК.МИР.ИНФОРМАЦИЯ
ЧЕЛОВЕК
МИР
ИНФОР-
МАЦИЯ
Слайд 3ЧЕЛОВЕК
Человек есть животное двуногое без перьев (zôon dipoun, apteron) — Платон,
IV в. До н.э.
Слайд 4ЧЕЛОВЕК
Человек есть социальное политическое животное (zôon politikon) — Аристотель, IV в.
до н.э.
Слайд 5ЧЕЛОВЕК
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию
Нашему...» — Книга Бытия, 1, 26
Слайд 6ЧЕЛОВЕК
Млекопитающее с мягкой мочкой уха — Г.В.Ф. Гегель, 1770 – 1831
Слайд 7ЧЕЛОВЕК
Человек есть то, что он ест — Людвиг Фейербах, 1804 –
1872
Слайд 8ЧЕЛОВЕК
Животное, обладающее способностью производить орудия труда — Бенджамин Франклин, 1706 -
1790 («Употребление и создание средств труда, хотя и свойственны в зародышевой форме некоторым видам животных, составляют специфически характерную черту человеческого процесса труда, и потому Франклин определяет человека как «a toolmaking animal», как животное, делающее орудия» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 190-191)).
Слайд 9ЧЕЛОВЕК
Часто обращали и обращают внимание на то, что в 26-м стихе
1-й главы Книги Бытия говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию Божию, тогда как в стихе 27-м той же главы сказано лишь о сотворении по образу Божию: 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему («бецалмену») и по подобию Нашему («бидмутену»)…» 1, 27: «И сотворил Бог человека по образу Своему («бецалмо»), по образу Божию («бецелем Элогим») сотворил его…»
Слайд 10ЧЕЛОВЕК
Выражение – «по образу» – обозначает разум и свободу воли, данные
нам по рождению
И.Дамаскин
Слайд 11ЧЕЛОВЕК
Выражение – «по подобию» –
обозначает уподобление
Богу через доброделание, насколько это возможно
И.Дамаскин
Слайд 12ЧЕЛОВЕК
«По образу» и «по подобию» –
означает одно и тоже
Кирилл
Александрийский
Слайд 13ЧЕЛОВЕК
Человеку врождена способность
уподобляться Богу
И.Дамаскин
Слайд 14ЧЕЛОВЕК
«Образ» напоминает преимущественно о даре Божьем человеку, «подобие» – о духовно-нравственной
обязанности хранить этот дар и содействовать его просиянию. Это оттенки смыслов двуединого понятия
Василий Великий
Слайд 15ЧЕЛОВЕК
Образ Божий – человеческая душа. Её свойства: разумность, нравственная свобода и
бессмертие
Григорий Богослов
Слайд 16ЧЕЛОВЕК
Образ Божий усматривается в способности творить. Бог создает из не−сущего без
труда и мгновенно. Человеку для творения нужны вещество, размышления, время, труд… Человек уподобляется Творцу как образ Первообразу
Слайд 17ЧЕЛОВЕК
Бог – вечен, всемогущ, Дух вездесущий, всесвятой. Человек – бессмертная душа,
хозяин природы, обладает мыслью, обладает разумом, знаниями, достигает вершин святости.
Митрополит Николай
Слайд 18ЧЕЛОВЕК
В Новом Завете: образ Божий есть Христос. Он образ Бога невидимого.
Богообразность есть христоообразность
Слайд 19ЧЕЛОВЕК
В Богообразности человека отображена вся Живоначальная Троица. В Троице разумеем три
Ипостаси, неслитно соединенные и самостоятельные
Слайд 20ЧЕЛОВЕК
Человек в своей духовной структуре и жизни отображает внутритроичную жизнь Божества.
Иоанн Дамаскин
Слайд 21ЧЕЛОВЕК
Человек как объект универсума может рассматриваться как макрообъект, микрообъект и информационный
объект. Как информационный объект он обладает целостностью. Как объект когнитивной деятельности он является потенциальным (возможным) субъектом. Человек – это животное, способное создавать (творить) смыслы
Слайд 22МИР
Возьмем в качестве примера общепринятого подхода – изложение представлений о мире
как картинах мира, систематизированное в работе Г.Андрейченко и В. Грачевой «Философия»
Слайд 24МИР
ФКМ Соотношение Материализм
мира и Идеализм
человека Дуализм
Диалектика
Синергетика
Метафизика
Позитивизм и др.
Слайд 25МИР - АТРИБУТЫ
Представление об Универсуме, как о:
существующем (экзистенциальность),
целостном (холизм)
и
способным осознавать свое существование и целостность (субъектность)
Атрибуты (имманентные свойства):
Существование (экзистенциальность)
Целостность (холизм)
Субъектность
Слайд 27Метод
Допущения → Идеальные объекты (абстракции) → Модель (идеализированные объекты, идеализации) →
Базовая методология → Базовая Картина мира → Ведущий способ деятельности → Тип (характер) общественного устройства → Практико-ориентированные модели, теории, методы и методики
Метод восхождения от абстрактного к конкретному:
Слайд 28Проклятые вопросы
3 «проклятых вопроса»:
Кто я?
Каков мир?
Что я могу (должен) делать?
Слайд 29КАРТИНЫ МИРА
Религиозная (Бог творит мир из «ничего»)
Научная картина мира (доминирующая парадигма):
Классическая
(монизм)
Неклассическая (дополнительность)
Постнеклассическая (тринитарность)
Картина мира частных наук / сфер деятельности
Картина мира индивидуальная
Слайд 30РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА
ЧЕЛОВЕК − создан Богом по образу Божию (по праву
рождения) и по подобию Божьему (как возможность)
МИР – создан Богом «ex nihil» («из ничего»)
ИНФОРМАЦИЯ – в виде Божественного откровения, познание мира = познание Бога
Слайд 31КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Описываемая реальность: Описание Макромира (без Субъекта)
Ведущая методология: Классическая методология
(методология классической науки)
Воплощение в социальном устройстве: индустриальное общество
Роли/функции для индивида: Человек как механизм (механические часы) – Работник
Слайд 32НЕКЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Описываемая реальность: Описание микромира (с нормированным субъектом как Получателем,
Потребителем и Наблюдателем)
Ведущая методология: Неклассическая методология
Воплощение в социальном устройстве: общество потребления
Роли/функции для индивида: Человек как организм (Алгоритмическая модель) – Потребитель и Наблюдатель
Слайд 33ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Описываемая реальность: Описание мира в целом
Ведущая методология: Постнеклассическая методология
Воплощение
в социальном устройстве: Общество знания (информационное, коммуникативное, инновационное и т.д. общество)
Роли/функции для индивида: Человек как Деятель, Мыслитель, Творец
Слайд 35Классическая методология
микромир
Неклассическая методология
Постнеклассическая методология
информация
Картина мира
Картина мира
Слайд 37ИНФОРМАЦИЯ
Информация — “это обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в
процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств”— Норберт Винер
Слайд 38ИНФОРМАЦИЯ
«Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» —
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Слайд 39ИНФОРМАЦИЯ
Информация - (от лат. informatio — разъяснение, изложение), первоначально — сведения,
передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений — БСЭ
Слайд 40ИНФОРМАЦИЯ
Термин «информация» происходит от латинского — informatio , и означает «сведения,
разъяснение, изложение»
Слайд 41ИНФОРМАЦИЯ
Информация есть характеристика не
сообщения, а соотношения между сообщением и его
потребителем. Без потребителя говорить
об информации бессмысленно
Слайд 42ИНФОРМАЦИЯ
Типы информационных процессов: получение, представления, хранение, передача и обработка информации
Слайд 43ИНФОРМАЦИЯ
Шесть основных гипотез толкования понятия информации:
первая – отрицает онтологическое существование
информации , так как не воспринимается ни органами чувств, ни какими-либо приборами;
Слайд 44ИНФОРМАЦИЯ
вторая – информация существует, но не в нашем физическом мире;
третья –
информация существует в чистом виде без каких-либо форм её представления;
Слайд 45ИНФОРМАЦИЯ
–
четвертая – информация имеет материальную природу;
пятая – панинформационная теория;
Слайд 46ИНФОРМАЦИЯ
шестая – информация существует только в представлении субъекта, она – субъективная
реальность
Слайд 47ИНФОРМАЦИЯ
Трактовки «информации» в философских концепциях:
1. Информация – неотъемлемый атрибут материи,
отраженное многообразие.
2. Информация – продукт мыслительной деятельности человека. Понятие, синонимичное «знание», «значение», «смысл».
Слайд 48ИНФОРМАЦИЯ
3. Синоним термина «данные», то, что передается в естественных и искусственных
системах.
4. Информация – интегративное понятие, в значении «смысл», если речь идет о познании, управлении и обучении; в значении – «данные».
Слайд 49ИНФОРМАЦИЯ
Квантитативный подход к определению информации
Шеннон ввел понятие «информационной энтропии», выражающее меру
неопределенности – произведение вероятности некоторого события на её логарифм со знаком «−»
Слайд 50ИНФОРМАЦИЯ
Информация по Шеннону определяется как приращение энтропии, т.е. то, что уменьшает
энтропию − неопределенность . Основываясь на вероятностном определении вероятности, мы неизбежно приходи м к проб леме детерминизма/индетерминизма
Слайд 51ИНФОРМАЦИЯ
Для представления проблемы «неопределенностей» Р.Эшби ввёл понятие «орг». Орг – это
объект любой природы. Мн-во возможных исходных состояний орга называется – «операндами». Множество результирующих состояний оргов – «образы»
Слайд 52ИНФОРМАЦИЯ
Поведением орга называется установление соответствия между множеством операндов и множеством образов.
Если каждый элемент множества образов входит в множество операндов, то преобразование называется замкнутым. Если каждому операнду соответствует точно один образ и все они различны, то это – «однозначность»
Слайд 53ИНФОРМАЦИЯ
Системой называется тройка: 〈{орги}, {операнды}, {образы}〉. Система называется детерминистической, если и
т. е. преобразование имеет в ней замкнутое и однозначное преобразование. Если преобразование незамкнуто или неоднозначно, то система неопределённостная. Классическая наука имеет дело только с детерминистическими системами
Слайд 54ИНФОРМАЦИЯ
Одним из способов устранения неопределенностей (уменьшения энтропии) является способ вероятностных описаний.
В этом подходе исходный неопределённостный орг заменяется производным от него , поведение которого рассматривается как вероятность поведения исходного
Слайд 55ИНФОРМАЦИЯ
Ясно, что для новой системы поведение становится замкнутым и однозначным, а
сама она – детерминистической (пример –бросание монеты наугад)
Слайд 56ИНФОРМАЦИЯ
Наше определение: информация – идеальный объект, «то, из чего состоит» инфомир;
в модели редуцируется до идеализированных объектов, являющихся познаваемыми аспектами информации (относительно субъекта): контентов, смыслов, знаний
Слайд 57Курс лекций
«Философия
и методология научного исследования: когнитивная модель образования в
обществах знания»
В.С.Меськов, С.Н.Бычков
Спасибо за внимание!
Сайт курса: www.open-content.ru