Слайд 1Ветеринарно-санитарная безопасность
продовольственного
сырья и продуктов животного происхождения
в Российской Федерации
Директор ФГУ
ЦНМВЛ, к.в.н., Б. А. Крапивкин
Слайд 2Продовольственная безопасность – обеспечение запасов продовольствия, необходимого для предотвращения голода населения
(планеты, страны).
Означает постоянный доступ всех людей к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, необходимой для поддержания здоровой и активной жизни.
Основные принципы продовольственной безопасности:
достаточность запасов продовольствия,
стабильность запасов продовольствия,
доступность продовольствия,
качество и безопасность продовольствия.
Безопасность продовольствия - отсутствие угрозы здоровью человека происходящей от потребляемой пищи.
Слайд 4Среднегодовое потребление мяса
в кг на душу населения в России и
за рубежом
Слайд 5Уровень самообеспеченности России
(по оценкам Минсельхоза России)
По рису - 70%;
По сахару
- 55%(план 2012 г – 70%);
По молоку и молочным продуктам - 78,3%;
По основным видам мяса – 70,5%;
Слайд 6Постановлением Правительства РФ надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции
животного происхождения возложен на Россельхознадзор (№ 201 от 8.04.2004 г)
www.fsvps.ru
Россельхознадзор — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственные функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных
Слайд 7Россельхознадзор осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям:
международная деятельность ,основой которой
является оценка компетентных служб зарубежных стран и анализ рисков при импорте животных, продукции животного и растительного происхождения и кормов для животных
пограничный ветеринарный и фитосанитарный надзор, служащий фильтром по выявлению угроз на Государственной границе Российской Федерации
государственный лабораторный контроль, позволяющий осуществлять контроль качества и безопасности в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении импортной и отечественной продукции
Слайд 8Государственный лабораторный контроль безопасности пищевой продукции
Одним из эффективных механизмов осуществления ветеринарного надзора безопасности поднадзорной госветслужбе продукции животного и растительного происхождения и кормов для животных является государственный лабораторный контроль.
Государственная ветеринарная лабораторная сеть включает 1270 ветеринарных лабораторий, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и 39 федеральных государственных учреждений, подведомственных Россельхознадзору.
Слайд 9Структура ветеринарной лабораторно – диагностической сети Российской Федерации
Минсельхоз России
Россельхознадзор
Органы ветеринарии субъектов
РФ - 83
Центр ветеринарии - 1
Теруправления - 68
ФГУ ЦНМВЛ - 1
ФГУ ЦНПВРЛ - 1
ФГУ ВГНКИ - 1
ФГУ ВНИИЗЖ - 1
ФГУ Нацрыббезопасность - 1
Гос. вет. Лаборатории субъектов - 1270
Лаборатории ВСЭ на продовольственных рынках - 4007
ФГУ Межобластные лаборатории - 18
Референтные центры - 4
Слайд 10
Ежегодно, согласно утвержденному Плану, Россельхознадзор проводит Государственный
лабораторный ветеринарный мониторинг остатков вредных и запрещенных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения, кормах и кормовых добавках для животных.
ГРУППЫ ВЕЩЕСТВ,
Подлежащих государственному ветеринарному контролю, согласно
Плана мониторинга РФ 2010 года (Директива 96/23 ЕС, Регламенты ЕС 470-2009, 37/2010, 1881/2006, 1882/2006, 1883/2006).
Группа А (А) – вещества, имеющие анаболический эффект и запрещенные вещества
Стильбены, их производные (дериваты), соли и эфиры
Тиреостатики
Стероиды
Лактоны резорциловой кислоты, включая зеранол
Бета – агонисты
А 6. Вещества, включенные в приложение 4, 2377/90 (ЕС)
Группа В (Б) – ветеринарные лекарственные средства и экологические загрязнители
Антибактериальные вещества, включая сульфаниламиды и хинолоны
В 2.Другие ветеринарные лекарственные средства
а) Ангельминтики
в) Кокцидиостатики
с) Карбаматы и пиретроиды
d) Седативные средства
е) Нестероидные противовоспалительные средства
f) Другие фармакологически активные вещества
В 3. Другие вещества и контаминанты окружающей среды
а) Хлорорганические соединения, включая ПХБ и диоксины
в) Фосфорорганические соединения
с) Химические элементы
d) Микотоксины
е) Красители
f) Другие вещества, включая незапатентованные лекарственные
средства, которые могли бы использоваться для ветеринарных целей.
Слайд 11Перечень контролируемых групп животных(прижизненно) и продукции от них:
- мясо и
мясная продукция
крупный рогатый скот;
мелкий рогатый скот;
- лошади;
с/х птица;
свиньи;
кролики;
дичь полевая;
дичь фермерского разведения;
рыба и продукция аквакультуры;
ракообразные и нерыбные объекты промысла;
молоко;
яйца;
мед;
- корма.
Слайд 12Мониторинг импортной продукции в 2010 году
В 2010 году проведено 40446 исследований.
Получено 2617 положительных результатов(6,4%), в том числе:
мясо всех видов – 1258 (3,1%);
субпродукты – 484 (1,2%);
рыба и рыбная продукция - 68 (0,2%);
нерыбные объекты промысла – 42 (0,1%);
яйца и яйцепродукты – 11 (0,03%);
молоко и молочные продукты - 754 (1,9%);
Слайд 14Мониторинг отечественной продукции в 2010 году
В 2010 году
проведено 63012 исследований, получено 1342 положительных результата (2,1%), в том числе:
мясо всех видов животных – 535 (0,85%);
субпродукты – 279 (0,44%);
рыба и рыбная продукция – 208 (0,33%);
молоко и мол. продукция – 293 (0,46 %);
нерыбные объекты промысла – 9 (0,014%);
яйца и яичные продукты – 18 (0,03%);
Слайд 15Анализ результатов государственного ветеринарного лабораторного мониторинга
За 2010 год учреждениями Россельхознадзора исследовано:
более
1, 9 млн. проб продукции и патологического материала,
с которыми было проведено более 4,6 млн. тестов
в результате этих исследований было получено около 595 тыс. положительных результатов
из них в рамках программы федерального мониторинга по показателям безопасности пищевой продукции исследовано
более 14 тыс. партий продукции животного происхождения,
с которыми было проведено более 60 тыс. исследований
в результате этих исследований было выявлено около 2500 случаев несоответствия продукции животного происхождения установленным требованиям, из которых более 30% приходилось на продукцию, произведенную в России
Как в импортной, так и в отечественной продукции при мониторинговых исследованиях наиболее часто выявляются остатки лекарственных средств, сальмонеллы, листерии, КМАФАнМ, БГКП, кокковая микрофлора, плесени, грибки, что свидетельствует о системных нарушениях санитарно-гигиенических требований и ветеринарно-санитарных правил при производстве продукции животного происхождения.
Слайд 16
«Для обеспечения безопасности продовольствия необходимо контролировать соответствие продукции требованиям законодательства
Российской Федерации»
Слайд 17 Требования законодательства к безопасности пищевой продукции
Таможенный Союз : Россия-Беларусь-Казахстан
Слайд 19
….определяются в случае обоснованного предположения о возможном их наличии в сырье!
Слайд 21 Основу системы обеспечения безопасности продовольствия на национальном уровне должна составлять
парадигма анализа рисков, состоящая из оценки риска, управления рисками и оповещения о рисках.
Социальное и экономическое реформирование Российской Федерации, курс на интеграцию в мировое экономическое пространство, подготовка к вступлению в ВТО определяют необходимость изменения и гармонизации законодательной, нормативной, методической базы, в т.ч. в области обеспечения здоровья животных, безопасности кормов и пищевой продукции с международными стандартами.