Слайд 1Военная кафедра
Учебная дисциплина
«Устройство базовых машин бронетанковой техники»
по военно-учетной специальности
«Эксплуатации и
ремонт базовых машин бронетанковой техники»
Преподаватель цикла
материальной части
подполковник запаса
Русанов Александр Алексеевич
Слайд 2Тема № 8
Воздушные системы: гидропневмоочистки приборов наблюдения и прицеливания.
Слайд 4Занятие № 1.
«Воздушная система. Гидропневмоочистка приборов наблюдения и
прицеливания
танка Т-72».
Слайд 5
Учебные цели занятия:
1. Изучить назначение, техническую
характеристику , устройство и работу воздушной системы.
2. Изучить назначение, общее устройство и принцип работы системы гидропневмоочистки приборов наблюдения и прицеливания.
Слайд 6
Учебные вопросы:
1. Назначение, техническая характеристика, устройство и работа воздушной системы.
2. Назначение,
общее устройство и принцип работы системы гидропневмоочистки приборов наблюдения и прицеливания.
3. Характерные неисправности системы. Работы по техническому обслуживанию системы.
Слайд 7Первый учебный вопрос
Назначение, техническая характеристика,
устройство и работа воздушной системы.
Слайд 8 Воздушная система обеспечивает:
- пуск двигателя сжатым воздухом;
- очистку
прибора наблюдения механика-водителя от пыли и грязи;
- зарядку воздушного баллона системы гидропневмоочистки прицела;
работу пневматических приводов клапанов нагнетателя, устройства для подтормаживания остановочным тормозом и навесного оборудования.
Техническая характеристика:
Тип и марка компрессора - поршневой, трехступенчатый,
двухцилиндровый, воздушного
охлаждения, АК-150СВ;
Рабочее давление - 150 кгс/см2;
Производительность - 2,4 м3/час;
Количество и ёмкость баллонов - 2 по 5л.
Слайд 9Устройство воздушной системы
90
Слайд 10
Воздушная система состоит:
- Компрессор (21);
- влагомаслоотделитель (13) с клапаном слива отстоя
(12);
- автомат давления АДУ- 2С (16);
- Отстойник (4);
- кран отбора воздуха (5);
- воздушные баллоны - 2шт (1,2);
- Манометр (6);
- пусковой клапан (7);
- устройство для консервации двигателя (17);
- Воздухораспределитель (16);
- клапаны воздухопуска - 12 шт.;
- редуктор ИЛ 611-150/70 (10, 23);
- электропневмоклапаны ЭК-48 -3 шт. (11, 20, 22);
- трубопроводы;
- система гидропневмоочистки прибора наблюдения
механика-водителя (90).
Слайд 11Компрессор АК-150СВ
поршневого типа, двухцилиндровый, воздушного охлаждения, служит для наполнения баллонов сжатым
воздухом.
Он установлен на гитаре, привод компрессора осуществляется от ведущего узла гитары.
Техническая характеристика:
Рабочее давление -150 кгс/см2;
Производительность при частоте вращения коленчатого вала 1600-1900 об/мин. - 2,4 м3/ч.
Слайд 12Устройство компрессора АК-150СВ
-Картер (1);
-цилиндр 1и2 ступеней (3);
-цилиндр 3 ступени;
3
4
Смазка компрессора осуществляется от системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
Слайд 13Принцип работы компрессора
При движении поршня вниз в цилиндре
создается разрежение, впускной клапан открывается, и воздух, поступающий по трубо-проводу из воздухоочистителя, заполняет пространство над поршнем. При движении поршня вверх впускной клапан закры-вается, и начинается сжатие в цилиндре первой ступени.
Сжатый воздух открывает нагнетательный клапан и по трубке через впускной клапан поступает в полость второй ступени сжатия. При движении поршня вниз воздух, находящийся в полости второй ступени, сжимается и, открывая нагнетательный клапан, по трубке поступает через впускной клапан в рабочую полость третьей ступени.
При движении поршня вверх открывается нагнетательный клапан третьей ступени, и воздух под давлением поступает в систему.
Слайд 14 Влагомаслоотделитель
Служит для очистки сжатого воздуха от влаги, масла
и механических примесей.
Он установлен на картере правой коробки передач.
Влагомаслоотделитель состоит:
- корпус;
- крышка;
- штуцер подвода воздуха;
- штуцер слива отстоя;
- фильтрующие элементы (сетки, войлочные прокладки).
Слайд 15Принцип работы влагомаслоотделителя
Поступающий из компрессора сжатый воздух
с частицами масла и воды во влагомаслоотделителе резко изменяет на правление и скорость потока. В результате этого происходит каплеобразование частиц влаги и масла, которые затем опускаются на дно корпуса, а очищенный от влаги, масла и механических примесей воздух проходит через фильтры и поступает в систему.
Фетровый фильтр служит для дополнительной очистки воздуха от механических примесей и предохранения клапанов автомата давления от засорения.
Слайд 16Клапан слива отстоя
С влагомаслоотделителем, соединен клапан слива отстоя, установленный в трансмиссии
на правой борту корпуса у кормового листа и служит для выпуска отстоя из влагомаслоотделителя.
Состоит из корпуса(1), шарика (2), толкателя (3), упорного винта (4).
Для открывания клапана необходимо упорный винт повернуть на 1-2 оборота ключем для крышек люков башни. Под давлением воздуха отстой выбрасывается по трубопроводу наружу машины.
По окончании слива винт повернуть против хода часовой стрелки до упора.
Слайд 17 Автомат давления АДУ-2С
Служит для автоматического регулирования давления сжатого воздуха
в баллонах
Автомат давления установлен в герметичном кожухе и крепится через амортизаторы к масляному баку двигателя
Слайд 18Устройство АДУ-2С
Состоит:
- Корпус (14);
- штуцер входа воздуха (11);
- штуцер
выхода воздуха (9);
- клапан включения (6);
- клапан выключения (13);
- редукционный клапан (12);
- запорный клапан (10).
Слайд 19Принцип работы АДУ-2С
При работающем двигателе сжатый воздух из компрессора,
пройдя запорный клапан, поступает в баллоны. В это время клапан выключения находится в закрытом состоянии, а клапан включения в открытом положении, полость (а) сообщается с атмосферой через отверстие в клапане. По мере давления в баллонах мембрана, прогибаясь вверх, давит на клапан включения и при достижении давления в баллонах примерно 135 кгс/см2 закрывает его, разобщая полость (а) с атмосферой.
При повышении давления в баллонах до 160 кгс/см2 открывается клапан выключения, и воздух от компрессора будет выходить в атмосферу через редукционный клапан. Клапан выключения удерживается в открытом состоянии давлением 10-15 кгс/см2.
Если давление в баллонах станет менее 120 кгс/см2, то пружины откроют клапан включения и полость (а) сообщится с атмосферой. В результате давление на клапан выключения упадет и клапан закроется. После закрытия клапана выключения воздух из компрессора будет поступать в баллоны.
Слайд 20Отстойник с краном отбора воздуха
предназначен для дополнительной очистки сжатого воздуха от
влаги перед поступлением его в баллоны а также для отбора из системы сжатого воздуха для зарядки баллонов системы ГПО прицела, для зарядки баллонов машины от постороннего источника.
.
Отстойник состоит:
- Корпус (5);
- входной штуцер (2);
выходной штуцер (1)
Кран отбора (7)
Пробка слива конденсата.
установлен в отделении управления на днище перед избирателем передач, в самой нижней точке трассы трубопроводов.
Слайд 21Воздушные баллоны
Служат для хранения запаса сжатого воздуха.
Крепятся на
верхнем наклонном броневом листе корпуса в носовой части отделения управления.
Вместимость каждого баллона 5л. Рабочее давление воздуха полностью заряженных баллонов 150 кгс/см2. Каждый баллон имеет запорный вентиль.
Слайд 22 Манометр
Предназначен для контроля давления воздуха в системе.
Он
установлен в отделении управления на верхнем наклонном броневом листе справа от сидения механика-водителя.
Слайд 23Пусковой клапан
Служит для подачи сжатого воздуха в воздухораспределитель двигателя при его
пуске.
Пусковой клапан расположен в отделении управления на верхнем наклонном броневом листе справа от сидения механика-водителя.
Состоит:
- корпус;
- клапаны – 2 шт.;
- рычаг;
- входной и выходной штуцера.
При закрытом пусковом клапане воздух из баллонов, пройдя входной штуцер и дроссельное отверстие в клапане, поступает в полость (б). Клапан усилием пружины и давлением воздуха перекрывает выходной штуцер. При нажатии на пусковой рычаг до упора открывается клапан, и полость (б) сообщается с атмосферой. Вследствие этого клапан под действием силы воздуха открывается, и воздух под давлением поступает к воздухоораспределителю. При отпускании рычага клапаны возвращаются в исходное положение, магистраль от баллонов перекрыта.
Слайд 24Устройство для консервации двигателя
Предназначено для консервации двигателя и запирания воздушной
магистрали при консервации двигателя.
Устройство расположено на кронштейне возвратной пружины привода НК-12М.
Консервация двигателя производится через штуцер закрытый крышкой.
Слайд 25Воздухораспределитель
Предназначен для распределения сжатого воздуха по цилиндрам двигателя при его
пуске сжатым воздухом.
Установлен на корпусе привода топливного насоса в развале блоков цилиндров.
Состоит:
- корпус;
- распределительный диск;
- валик.
Слайд 26Принцип работы воздухораспределителя
При пуске двигателя сжатый воздух из баллонов поступает в
полость под колпаком. Отсюда через золотниковое отверстие распределительного диска и каналы в корпусе воздухораспределителя воздух поступает в один или одновременно в два цилиндра, приводя во вращение коленчатый вал двигателя.
Слайд 27Клапаны воздухопуска
Служит для впуска сжатого воздуха в цилиндры
двигателя при его пуске и перекрытия воздухоподводящего канала при работе двигателя.
Клапаны воздухопуска установлены в головке блока напротив каждого цилиндра.
Клапан состоит:
- корпус;
- пусковой клапан;
- пружина.
Принцип работы:
Сжатый воздух поступает в корпус клапана, отжимает пусковой клапан и проходит в цилиндр. При работе двигателя клапан все время остается закрытым.
Слайд 28Редуктор ИЛ 611-150/70 с фильтром
Служит для снижения давления воздуха поступающего
к потребителям со 150 кгс/см2 до 70 кгс/см2.
Он расположен в боевом отделении на перегородке силового отделения.
Состоит:
- Корпус (3);
- клапан высокого давления (2);
- Толкатель (8);
- Мембрана (4);
- Поршень (5);
- предохранительный клапан (7).
3
2
8
4
5
7
Слайд 29Принцип работы редуктора
Воздух из баллонов через фильтр поступает в полость под
клапаном высокого давления и, пройдя через сопло и пазы толкателя, давит на мембрану. Мембрана под давлением прогибается, воздействуя на поршень. Клапан высокого давления перемещается вместе с толкателем, уменьшая проходное сечение сопла, что обеспечивает поддержание давления выходящего воздуха в пределах 70 кгс/см2.
При уменьшении давления воздуха мембрана под действием поршня прогибается в обратную сторону, увеличивая проходное сечение сопла, и давление выходного воздуха восстанавливается.
Предохранительный клапан служит для выпуска воздуха в атмосферу при неисправном редукторе.
Слайд 30Электропневмоклапаны ЭК-48
Служат для подачи воздуха из системы к бустеру приводов
клапанов нагнетателя и к бустерам устройства подтормаживания.
Два ЭК-48 установлены в боевом отделении у перегородки у правого борта за нагнетателем, а один на крыше корпуса.
Состоит:
- Корпус (1);
- впускной и выпускной клапаны (3,6,);
- Поршень (7);
- Сервоклапан (13);
- тяговое реле (10);
Слайд 31Принцип работы ЭК-48
При включении тягового реле сервоклапан перемещается, открывает отверстие, соединяющие
клапана и закрывает отверстие, соединяющее полость под клапаном с атмосферой. Воздух из полости штуцера проходит в полость под клапаном. При этом под давлением воздуха поршень перемещается, одновременно перемещая впускной клапан до его полного открытия и выпускной клапан до полного закрытия. Таким образом, воздух поступает к бустеру. После выключения тягового реле сервоклапан под действием пружины возвращается в исходное положение. Отверстие впускного клапана закрывается, и воздух из полости под клапаном выходит в атмосферу. При этом давление на поршень падает, и поршень под действием пружины клапана смещается, увлекая за собой впускной клапан до полного закрытия, а выпускной клапан до полного открытия.
Слайд 32Работа воздушной системы.
При открытии пускового клапана сжатый воздух
из баллонов поступает в воздухораспределитель и в соответствии с порядком работы цилиндров поступает через клапаны воздухопуска в цилиндры двигателя. Двигатель пускается.
Одновременно с пуском двигателя начинает работать компрессор, происходит пополнение израсходованного запаса сжатого воздуха в баллонах.
Слайд 33Второй учебный вопрос
Назначение, общее устройство и принцип
работы системы гидропневмоочистки приборов наблюдения и прицеливания
Слайд 34Система ГПО прибора наблюдения механика- водителя
Система ГПО прибора наблюдения механика- водителя
предназначена для очистки стекла прибора: от грязи – жидкостью, а от пыли и снега воздухом.
Система ГПО прибора наблюдения механика-водителя подключена к баллонам воздушной системы.
Состоит:
- бак (21)с дозатором (20);
- клапан с краном (16);
- распылитель(24);
Слайд 35Принцип работы
При нажатии на рычаг, воздух из баллонов через клапан с
краном поступает в дозатор, где перемешивается с жидкостью, поступающей из бака, и далее смесь подается по трубопроводу в распылитель.
Слайд 36Система ГПО защитного стекла прицела наводчика
Предназначена для очистки защитного стекла: от
грязи – жидкостью, а от пыли и снега воздухом.
Состоит:
- бак (9) с дозатором (14);
- клапан с краном (2);
- воздушный редуктор (11);
- Манометр (8);
- баллона для воздуха (13);
- Распылитель (6,7);
- кран для заправки баллона сжатым воздухом (12).
Принцип работы
При нажатии на рычаг воздух из баллона через клапан с краном поступает в дозатор, где перемешивается с жидкостью, поступающей из бака, и далее смесь подается по трубопроводу в распылитель.
Слайд 373-й учебный вопрос:
Характерные неисправности
системы. Работы по техническому обслуживанию системы
Слайд 38Работы по техническому обслуживанию системы.
При контрольном осмотре:
- слить отстой из влагомаслоотделителя
(сливать сразу после остановки двигателя).
При ЕТО и ТО №1:
- слить отстой из влагомаслоотделителя;
- проверить давление воздуха в баллонах (120-160 кгс/см2, но не ниже 75 кгс/см2). При необходимости
подзарядить баллоны;
- закрыть вентили воздушных баллонов и сбросить
давление в системе.
При ТО №2:
Выполнить работы ТО№1 и слить конденсат из отстойника сразу после остановки двигателя. При отрицательных температурах конденсат из отстойника не сливается.
Слайд 39Характерные неисправности системы
Слайд 40Характерные неисправности системы
Слайд 41Задание на самостоятельную подготовку
Повторить: - назначение, техническую характеристику системы;
- устройство и работу системы.
Изучить: - периодичность и порядок обслуживания
системы.
Литература:
- Танк Т-72. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат. 1988 г. кн. 2, ч.1, стр. 237-244, 372-393.
- Танк Т-72. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.Воениздат.1987 г. кн. 1, стр. 29.
- Танк Т-72. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.Воениздат.1989 г., кн. 2, ч.2, стр. 246-277.
- Бронетанковое вооружение. М. Воениздат.1991 г., стр. 417-424.