Слайд 1
ОСНОВЫ
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Слайд 2ТЕМА № 1: Воспитательная работа в Вооружённых Силах Республики Беларусь. Военно-педагогический
процесс как система подготовки младших командиров.
ЗАНЯТИЕ № 1: Воспитательная работа в Вооружённых Силах Республики Беларусь. Военно-педагогический процесс как система подготовки младших командиров.
Слайд 3
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Сущность, содержание и система воспитательной работы в Вооруженных Силах.
Организация воспитательной работы в воинской части и подразделении. Формы и методы воспитательной работы.
2. Требования, предъявляемые к командиру по организации и руководству идеологической работой в подразделении. Личные качества офицера и их влияние на воспитание подчиненных.
Слайд 4
ЛИТЕРАТУРА:
1. Приказ Министра обороны Республики Беларусь от 5 января 2015 г.
№1 «О работе по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах и транспортных войсках» – Минск: МО РБ, 2015.
2. Приказ Министра обороны Республики Беларусь от 10.09.2014г. № 967 «Об утверждении инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооружённых Силах» – Минск: МО РБ, 2014.
3. Директива Президента Республики Беларусь №1 от 11 марта 2004 г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Слайд 5
1-й учебный вопрос:
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ
СИЛАХ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИИ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Слайд 6Воспитательная работа – система мер и мероприятий по воздействию на сознание,
мировоззрение, волю и чувства военнослужащих (гражданского персонала) в целях формирования в каждом из них идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.
Слайд 7
Объектами воспитательной работы являются:
офицеры;
прапорщики;
курсанты;
сержанты и солдаты, проходящие службу по
контракту;
сержанты и солдаты срочной службы;
воинские и трудовые коллективы;
члены семей военнослужащих;
женщины военнослужащие;
гражданский персонал;
допризывная молодежь.
Слайд 8Субъектами воспитательной работы являются:
командиры и начальники всех степеней;
штабы;
органы
идеологической работы в Вооруженных Силах;
воинские и трудовые коллективы;
семьи и близкие родственники военнослужащих и лиц гражданского персонала;
средства массовой информации;
общественные и религиозные объединения;
общество и органы государственной власти.
Слайд 9ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
формирование у военнослужащих качеств законопослушного гражданина и патриота,
военного профессионала, защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.
Слайд 10Задачи воспитательной работы:
1. формирование любви к Беларуси и веры в ее
будущее, готовности защищать страну с оружием в руках;
2. воспитание способности ненавидеть врага, посягающего на свободу, независимость Отечества, уверенности в крахе его намерений и замыслов;
3. формирование и развитие у воинов профессионального самосознания, чувства долга и ответственности за его выполнение;
Слайд 11
Задачи воспитательной работы:
4. закрепление и развитие мотивов безусловного выполнения Конституции Республики
Беларусь, законов и воинских уставов, дисциплинированного поведения, уважения к командирам, беспрекословного подчинения им;
5. развитие правового сознания и социально-правовой культуры военнослужащих, содействие поддержанию законности и правопорядка в воинских коллективах, а также в районах дислокации войск.
Слайд 12ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. гражданско-патриотическое;
2. государственно-правовое;
3. воинское;
4. духовно-нравственное;
5. семейно-бытовое.
Слайд 13Воинское воспитание − это процесс формирования у военнослужащих высоких моральных, психологических
и боевых качеств, необходимых для успешной военно-боевой деятельности.
Цель воинского воспитания – сформировать у военнослужащих в процессе воинской деятельности морально-боевые качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга.
Слайд 14
Основные задачи воинского воспитания:
1. воспитание глубокого понимания предназначения Вооруженных Сил, своего
места и роли в выполнении задач, стоящих перед ними;
2. воспитание у военнослужащих бережного отношения к боевым традициям;
3. формирование у личного состава верности Военной присяге и строгого исполнения воинских уставов;
4. воспитание личного состава в духе высокой бдительности и боевой готовности;
5. выработка у военнослужащих дисциплинированности;
Слайд 15
Основные задачи воинского воспитания:
6. обеспечение безопасности военной службы;
7. развитие стремления к
овладению воинской специальностью, боевой техникой и оружием;
8. воспитание бережного отношения к боевой технике и оружию, военному имуществу;
9. формирование боевой активности и воспитание героизма;
10. обеспечение примерности командиров (начальников);
11. формирование психологической готовности к выполнению боевых задач и психологической устойчивости.
Слайд 16
ФОРМЫ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
1. занятия в системе профессионально-должностной подготовки;
2. рассмотрение вопросов воинской
дисциплины на служебных совещаниях, общих собраниях военнослужащих;
3. организация соревнования на звание лучшего специалиста, расчета, подразделения;
4. публикация материалов об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенной печати;
Слайд 17ФОРМЫ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
5. вручение переходящих призов и вымпелов;
6. организация выступлений лучших
воинов перед сослуживцами с обменом опытом;
7. чествование лучших военнослужащих;
8. посещение мемориалов, исторических мест, музеев;
9. подведение итогов воинской деятельности.
Слайд 18
Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс формирования у военнослужащих и гражданского населения
любви и преданности своей Родине, личной ответственности за ее безопасность, ценностных ориентаций и мотивов, побуждающих в любой ситуации быть готовыми к выполнению долга по защите Отечества.
Слайд 19
Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать у военнослужащих и гражданского населения патриотическое
сознание, гражданскую позицию, готовность и способность к самоотверженному служению Родине.
Слайд 20
ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
1. формирование у военнослужащих любви к Родине, гордости за
Отечество, уважения к истории, бережного отношения к обычаям и традициям народа;
2. формирование готовности пожертвовать жизнью во имя Отечества;
3. формирование чувства долга, чести и совести согласно Конституции Республики Беларусь;
4. воспитание непримиримости к проявлениям национализма, шовинизма, национального эгоизма;
5. формирование верности интересам Республики Беларусь, традициям Вооруженных Сил.
Слайд 21
Духовно-нравственное воспитание − это процесс формирования у военнослужащих и гражданского персонала,
членов их семей моральных качеств, норм и принципов поведения на основе нравственных ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом.
Слайд 22Цель духовно-нравственного воспитания − формирование у военнослужащих и гражданского персонала нравственных
ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом, приобщение их к мировой и национальной культуре, развитие необходимых морально-психологических качеств, сплочение коллективов, а также побуждение к физическому совершенствованию как средству укрепления здоровья.
Слайд 23
ЗАДАЧИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
1. воспитание у военнослужащих средствами культуры и искусства высокой духовности
и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество и Вооруженные Силы;
2. содействие формированию у военнослужащих и гражданского персонала морально-психологической и военно-профессиональной готовности к успешному решению задач военной службы и выполнению требований воинской и трудовой дисциплины;
Слайд 24
ЗАДАЧИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
3. приобщение военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала к
ценностям отечественной и мировой культуры, художественному самодеятельному творчеству;
4. организация культурного досуга и формирование культуры взаимоотношений в воинских коллективах в интересах поддержания на должном уровне духовно-эмоционального и морально-психологического состояния военнослужащих;
5. формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали.
Слайд 25
Специфические формы духовно-нравственного воспитания:
лекции, беседы, лектории, показ кино- и видеофильмов,
вечера чествования лучших военнослужащих, тематические вечера, выпуск радиопрограмм, радиопередач, видеофильмов, фото- и слайдогазет, освещающих мероприятия боевой готовности, боевой подготовки;
встречи с писателями, поэтами, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, литературные вечера, диспуты (круглые столы), «школы культуры», экскурсии в культурно-художественные центры, посещение концертов, творческих вечеров, фото- и художественных выставок, культурное обеспечение праздничных мероприятий в воинской части;
Слайд 26
Специфические формы духовно-нравственного воспитания:
работа кружковой (курсовой) сети, развитие художественного творчества
воинов, работа самодеятельных исполнителей и творческих коллективов;
концерты, вечера отдыха, дискотеки, а также мероприятия по художественно-эстетическому оформлению территории военного городка (места дислокации воинской части).
Слайд 27
Государственно-правовое воспитание – это процесс, направленный на формирование у военнослужащих и
лиц гражданского персонала, членов их семей ценностных ориентаций, мотивов и установок, побуждающих в любой жизненной ситуации действовать в соответствии с нормами, определяющими права и обязанности граждан и регламентирующими воинскую деятельность, а также в соответствии с принятыми в обществе принципами и нормами поведения.
Слайд 28Цель государственно-правового воспитания – формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала,
членов их семей личной ответственности за обеспечение безопасности Республики Беларусь, ясного понимания правовых основ государства и военной службы, уважения к законам, воинским уставам и стремления к их неукоснительному соблюдению.
Слайд 29Задачи государственно-правового воспитания:
1. формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов
их семей понимания предназначения Вооруженных Сил, своего места и роли в обеспечении безопасности Республики Беларусь;
2. разъяснение нормативных правовых актов Республики Беларусь;
3. обучение должностных лиц правовым основам служебной деятельности;
4. формирование социальной и моральной ответственности, высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих и гражданского персонала.
Слайд 30Специфические формы государственно-правового воспитания:
1. занятия в системе профессионально-должностной и идеологической подготовки
по социально-правовой тематике;
2. текущее (правовое) и оперативное информирование;
3. лекции, беседы, доклады, семинары, вечера вопросов и ответов в целях разъяснения правовых основ государства и военной службы;
Слайд 31
Специфические формы государственно-правового воспитания:
4. показ кино-, видеопродукции соответствующей направленности;
5. проведение
мероприятий с участием работников прокуратуры и судов;
6. работа с письмами, жалобами и заявлениями граждан;
7. прием посетителей;
8. индивидуальное и коллективное консультирование по социально-правовым вопросам.
Слайд 32
Семейно-бытовое воспитание – деятельность командиров, штабов, органов идеологической работы, офицерских собраний,
женских советов, первичных организаций общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» по формированию культуры быта, идеалов и ценностей семейно-брачных отношений, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.
Слайд 33
Целью семейно-бытового воспитания является формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала,
членов их семей качеств заботливого и законопослушного семьянина, качеств оптимизирующих взаимоотношения в семье, обеспечивающих успешное осуществление семьей ее функций и способствующих достижению военнослужащими высоких показателей в служебной деятельности.
Слайд 34
Задачи семейно-бытового воспитания:
воспитание у военнослужащих и гражданского персонала, членов их
семей высокой духовности и нравственных качеств, обеспечивающих укрепление семьи, поддержание здоровых внутрисемейных отношений, их духовное взаимное обогащение;
развитие у военнослужащих и гражданского персонала готовности к семейной жизни и высокой ответственности за создание и укрепление семьи, формирование культуры семейных взаимодействий;
Слайд 35
Задачи семейно-бытового воспитания:
оказание военнослужащим и гражданскому персоналу, членам их семей
психолого-педагогической, правовой и хозяйственно-бытовой поддержки;
содействие организации рационального и благотворного для членов семей проведения свободного времени;
формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали в сфере реализации семейных функций.
Слайд 36
Планирование воспитательной работы:
в видах Вооруженных Сил, силах специальных операций, оперативных
командованиях, департаменте транспортного обеспечения, соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны Республики Беларусь – на год ;
батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных) – на месяц;
ротах (батареях) – на неделю (в расписаниях занятий в часы, предусмотренные распорядком дня для проведения мероприятий идеологической работы).
Слайд 37
2-й учебный вопрос:
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОМАНДИРУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДЧИНЕННЫХ.
Слайд 38
Идеологическая работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь – это целенаправленная деятельность
командиров, штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения страны и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.
Слайд 39
ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
обеспечение поддержки военнослужащими и гражданским персоналом основных направлением
внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
достижение и поддержание высокого морального духа военнослужащих и гражданского персонала;
воспитание чувства личной причастности к защите Отечества у граждан Республики Беларусь и адекватного понимания международной общественностью миролюбивой политики Республики Беларусь, принимаемых ею мер по обеспечению национальной и международной безопасности.
Слайд 40
Задачи идеологической работы:
1. проведение в Вооруженных Силах государственной политики, реализация требований
Президента Республики Беларусь;
2. воспитание у военнослужащих (гражданского персонала) преданности Республике Беларусь, верности воинскому (служебному) долгу по защите личности общества и государства;
3. формирование патриотического сознания, любви к Родине, своему народу, личной ответственности за обеспечение его безопасности у военнослужащих, гражданского персонала и населения Республики Беларусь;
Слайд 41
Задачи идеологической работы:
3. поддержание морально-психологического состояния (МПС) и дисциплины военнослужащих, гражданского
персонала на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед Вооруженными Силами задач;
4. формирование морально-психологической устойчивости военнослужащих, гражданского персонала, их невосприимчивости к деструктивной идеологии;
Слайд 42
Задачи идеологической работы:
5. формирование адекватного понимания мер, принимаемых государством для обеспечения
военной безопасности, военнослужащими, гражданским персоналом, населением Республики Беларусь и международной общественностью;
6. обеспечение социально-психологической адаптации военнослужащих и гражданского персонала к специфическим условиям и характеру выполнения должностных обязанностей.
Слайд 43
Идеологическая работа реализуется в двух взаимосвязанных сферах:
в системе идеологической
работы непосредственно с личным составом Вооруженных Сил;
в системе информационной деятельности Вооруженных Сил через СМИ и путем активного взаимодействия с государственными и общественными объединениями.
Слайд 44
Планирование идеологической работы осуществляется:
в командованиях видов Вооруженных Сил, управлениях оперативных
командований, соединениях, воинских частях, военных комиссариатах, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны – на год;
в батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных) – на месяц;
в ротах (батареях) – на неделю (предусматривается время для проведения мероприятий идеологической работы в расписаниях занятий в соответствии с распорядком дня не менее 3 часов в неделю, исходя из особенностей выполняемых задач).