Слайд 2Тема №2. Общая технология войскового ремонта танка. Особенности войскового ремонта электрооборудования
танка.
Порядок прохождения темы:
Слайд 3Занятие №1.
«Общая технология войскового ремонта танка»
Слайд 4Учебные цели:
Изучить со студентами схему технологического процесса войскового ремонта танков и
агрегатов; технические условия на ремонт; порядок сборки и испытания танков после ремонта и особенности ремонта танков в полевых условиях и на сборном пункте поврежденных машин (СППМ).
Ознакомить студентов с основным содержанием документации войскового ремонта танков.
Ознакомить студентов с характерными неисправностями электрооборудования. Методами обнаружения неисправностей в электрических приборах, агрегатах, электродвигателях, электрических цепях.
Слайд 5Учебные вопросы:
Схема технологического процесса войскового ремонта машин, участки и посты, создаваемые
в ремонтном подразделении (части).
Особенности ремонта в полевых и боевых условиях, объем работ выполняемых на участках сборного пункта поврежденных машин (СППМ).
Основное содержание документации войскового ремонта.
Характерные неисправности электрооборудования.
Слайд 6Первый учебный вопрос:
Схема технологического процесса войскового ремонта машин, участки и посты,
создаваемые в ремонтном подразделении (части).
Слайд 7Технологическим процессом ремонта БТВТ называется та часть производственного процесса, которая связана
с выполнением работ по устранению отказов и повреждений в объектах, агрегатах и деталях.
Слайд 8Технологический процесс ремонта БТВТ должен обеспечить:
минимальное время пребывания объекта в ремонте.
Это достигается применением агрегатного метода ремонта и широким внедрением средств технического диагностирования, средств механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов;
высокое качество ремонта, которое обеспечивается применением передовых способов восстановления деталей, качественной сборкой и соответствующей организацией технического контроля на всех этапах работ;
высокую экономичность ремонта за счет широкого внедрения ремонта деталей, применения недефицитных материалов и экономичных видов обработки.
Слайд 9Приемка танка в ремонт
Наружная мойка
Текущий ре-
монт несложных
агрегатов
Мойка деталей, агрегатов и
Слайд 10Дефектация
Ремонт деталей и
узлов в объеме
войскового
Неисправные узлы,
детали
и агрегаты
на списание или
ремонт
Запасные части,
расконсервация
Окраска корпуса внутри
Сборка танка
Стационарные испытания
Текущий ре-
монт несложных
агрегатов
Расконсервация и
комплектование
новых агрегатов
Слайд 11Стационарные испытания
Окончательная сборка
Испытания пробегом
Наружная мойка
Устранение неисправностей
Частичная окраска
Сдача танка из ремонта
Слайд 12Технологический процесс ремонта БТВТ состоит из отдельных этапов, каждый из которых
может быть представлен в виде самостоятельного технологического процесса, состоящего из технологических операций, выполняемых в определенной последовательности.
Совокупность технологических процессов ремонта БТВТ, выполняемых данным ремонтным органом, в конкретной ситуации и в определенной последовательности, называется схемой технологического процесса ремонта изделия.
Слайд 13Исходными данными для разработки технологических процессов ремонта машин, агрегатов и узлов
являются:
чертежи на ремонтируемые объекты;
технические условия на ремонт;
характеристика технического состояния объектов ремонта (вид ремонта, стратегия ремонта);
условия работы и производственные возможности ремонтного органа, для которого разрабатывается процесс;
данные о новейших достижениях науки и техники, а также передового опыта в области технологии ремонта машин.
Слайд 14При поступлении машин в ремонт выполняются работы по подготовке их к
ремонту, которые включают следующие операции:
Контроль степени заражения радиоактивными, химическими и другими веществами;(при необходимости)
Специальная обработка;
Проверка технической документации машины;
Определение технического состояния, укомплектованности машины и приемка ее в ремонт;
Оформление необходимой документации;
Наружная мойка машин;
Разборка машины.
Слайд 15Участки и посты ремонтного подразделения.
Для качественной эксплуатации машин, своевременного их обслуживания
и ремонта в части организуются участки и посты. Для выполнения ТР используются в основном:
- Пункт чистки и мойки машин;
- Пункт технического обслуживания и ремонта машин.
Пункт чистки и мойки машин.
Пункт чистки и мойки предназначен для чистки и мойки машин при возвращении их в парк. Это необходимо для обеспечения нормальной работы агрегатов, механизмов и узлов, подготовки их к осмотру и проведению последующих работ по обслуживанию, приведению аккуратного внешнего вида и для предотвращения загрязнения территории парка и парковых помещений.
Слайд 16 Пост предварительной чистки и мойки машин располагается непосредственно nepeд въездом
в парк и предназначен для очистки ходовой части от грязи, обдува сжатым воздухом корпуса снаружи и предварительной мойки нижней части корпуса и ходовой части.
Пост наружной мойки и чистки оборудуется в парке, как правило, рядом с пунктом заправки и предназначен для окончательной мойки наружных поверхностей машины и очистки внутренних объемов от пыли и грязи.
Слайд 17Пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР)
Пункт технического обслуживания и ремонта предна-значен
для проверки технического состояния машин, выполнения работ при номерном и регламентирова-нном обслуживании, а также для текущего ремонта вооружения и техники.
Работы, проводимые в ПТОР, можно разделить на следующие группы:
- определение технического состояния;
- демонтажно-монтажные;
- настроечно-регулировочные;
- смазочные;
- промывочные;
- электрогазосварочные;
- покрасочные.
Слайд 18ПТОР состоит из постов технического обслуживания и ремонта и участков (постов)
специальных работ и оснащается необходимым табельным инструментом, оборудованием и средствами механизации обслуживания и ремонта машин.
К основному оборудованию и принадлежностям относятся:
- подъемные устройства;
- стенды-тележки и подставки под агрегаты машин;
- стеллажи для снятых деталей и запасных частей;
- стенды для обслуживания топливных, масляных и воздушных фильтров;
- поддоны, бачки и ванны для слива топлива, масла и охлаждающей жидкости;
- заправочные агрегаты и шприцпрессы для заправки и смазки узлов и агрегатов;
- слесарные верстаки;
- ящики для консистентных смазок и ветоши;
- тележки для перевозки грузов.
Слайд 19В помещениях пункта технического обслуживания и ремонта оборудуются участки специальных работ,
на которых производятся токарно-механические, слеса-рные, кузнечно-медницкие, электрогазосварочные работы, а также проверка и ремонт электроспецобору-дования, ремонт вооружения и оптики и другие работы.
При ремонте бронетанковой техники в полевых условиях ремонтные средства частей и соединений обычно организуют работу бригадным методом. Бригады формируются из личного состава ремонтных отделений демонтажно-монтажных работ и экипажей ремонтируемых машин.
Слайд 20Второй учебный вопрос:
Особенности ремонта в полевых и боевых условиях, объем работ,
выполняемый на участках сборного пункта поврежденных машин (СППМ).
Слайд 21 Организация работы ремонтных подразделений и частей в полевых условиях
предусматривает проведение следующих основных мероприятий:
обеспечение спецобработки (дезактивации, дегазации);
приемки машин в ремонт и определение их технического состояния;
оборудование производственных и вспомогательных участков для работы ремонтных подразделении и частей;
планирование работы ремонтных средств и управление отдельными ремонтными подразделениями;
организацию материально-технического обеспечения ремонта машин;
оборону места ремонта машин — сборного пункта поврежденных машин (СППМ).
Слайд 22В ходе боевых действий СППМ организуется распоряжением заместителя командира части по
технической части. Организация СППМ возлагается на командира ремонтного подразделения (части), который обычно назначается начальником СППМ.
Технологический процесс ремонта танков на СППМ принципиально не отличается от процесса ремонта в стационарных условиях, но имеет следующие особенности:
— необходимость маскировки и рассредоточенного расположения танков и ремонтных средств в укрытиях из-за возможного воздействия авиации и артиллерии противника, что усложняет связь между подразделениями и специальными мастерскими;
— зависимость от атмосферных условий;
— необходимость охраны и обороны СППМ силами и средствами части (подразделения), что вынуждает отрывать от работы ремонтников.
На СППМ производят:
— контроль степени заражения, специальную обработку, приемку в ремонт и определение технического состояния бронетанковой техники;
Слайд 23обработку, приемку в ремонт и определение технического состояния бронетанковой техники;
— ремонт
машин, которые по условиям времени и технической оснащенности ремонтных средств, развернутых на СППМ, могут быть восстановлены;
— подготовку к эвакуации или передаче вышестоящим ремонтным частям машин, которые не восстанавливаются средствами, развернутыми на СППМ.
Для выполнения перечисленных работ на СППМ организуются следующие производственные и специальные участки:
— участок приемки машин в ремонт, включающий пост контроля степени заражения машин и площадку для их спецобработки, технические посты осмотра машин, места стоянки машин, ожидающих ремонта или передачи другим ремонтным частям, и площадки для размещения эвакуационных средств;
Слайд 24— участок ремонта машин и агрегатов, на котором силами ремонтных подразделений
оборудуются основные рабочие посты;
— участок специальных работ (механические, электросварочные, кузнечные, медницкие и др.);
— участок для стоянки отремонтированных машин;
— участок для размещения подразделений обеспечения. Для пробеговых испытаний отремонтированных машин назначают маршрут протяженностью 5—10 км.
Слайд 25 Организация ремонта вышедших из строя машин в танковых (мотострелковых)
подразделениях и частях заключается:
в определении мест размещения и порядка перемещения штатных и приданных ремонтных органов;
получении данных от подразделений о местонахождении, характере повреждений вышедших из строя машин, объеме необходимых работ, силах и средствах для их выполнения;
принятии решения и постановке задач ремонтным органам по обеспечению маневра силами и средствами в целях большего охвата ремонтного фонда и быстрого возвращения в строй поврежденных (неисправных) машин;
обеспечении четкого взаимодействия между органами технической разведки, эвакуации, ремонта и снабжения бронетанковым и другим техническим имуществом, постоянном контроле за ходом ремонтных работ.
Слайд 26
Третий учебный вопрос:
«Основное содержание документации войскового ремонта».
Слайд 27Третий учебный вопрос:
Основное содержание документации войскового ремонта.
Слайд 28В ремонтном подразделении (части) каждый объект (агрегат), поступивший в ремонт, учитывается
в Книге учета ремонта вооружения, техники (форма 36 приложения 1 к Руководству по учету). При этом порядковый номер в книге является номером заказа, который проставляется на объекте (агрегате) и на всех документах, связанных с ремонтом данного объекта (агрегата).
Постановка техники для производства текущего ремонта ВиТ в ремонтное подразделение воинской части осуществляется по распоряжению ЗКВ части. Командир ремонтного подразделения расписывается за принятое ВиТ в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование (форма 37).
Слайд 29На каждый объект, поступивший в средний ремонт, после его приема заводится
Дело ремонта объекта, которое имеет следующую структуру:
титульный лист;
опись дела;
наряд на ремонт;
акт технического состояния;
дефектовочная ведомость;
контрольно-операционная карта ремонта объекта;
протокол стационарного и пробегового испытания объекта;
накладная на запасные части;
доверенность.
Опись Дела ремонта машины включает все перечисленные выше документы.
Наряд на ремонт (форма 5 приложения 1 к Руководству по учету) выписывается в соответствующей бронетанковой службе (соединения, объединения) на основании представленного акта технического состояния. В наряде указываются срок действия наряда, номер и марка объекта (агрегата), отправитель (сдатчик), войсковой номер сдающей и ремонтной части, вид ремонта, сроки окончания ремонта, подписи должностных лиц.
Слайд 30Акт технического состояния (форма 12 приложения 1 к Руководству по учету)
и дефектовочная ведомость являются документами, отражающими техническое состояние всех систем, агрегатов, узлов, приборов и деталей объектов, поступивших в ремонт.
Контрольно-операционная карта среднего ремонта объекта предназначена для учета выполнения демонтажно-монтажных, центровочных, регулировочно-настроечных работ. В карте указаны все основные операции при ремонте объектов.
В накладной на запасные части (форма 2 приложения 1 к Руководству по учету) записываются все запасные части, полученные со склада и установленные на объект.
При выполнении ремонтных работ на рабочем месте оформляется соответствующая организационная и технологическая документация, включающая инструкцию по технике безопасности, задания на рабочее место, операционные и операционно-технологические карты.
Для качественного выполнения работ, соблюдения последовательности операций на каждое рабочее место разрабатываются операционные и контрольно-операционные карты.
Доверенность на получение отремонтированной машины (форма 57).
Слайд 31Вооружение и техника, сданные в средний ремонт, с учета воинской части
не исключаются. Вооружение и техника, сданные в капитальный ремонт, исключаются с учета воинской части (кроме автомобильной и инженерной техники).
При необходимости заправки отремонтированной машины ГСМ представитель войсковой части, принимающий машину, должен иметь чековое требование (форма 6) на необходимые горюче-смазочные материалы.
Прием от ремонтной части объединения (ремонтного предприятия Министерства обороны РФ), а также от предприятия промышленности отремонтированного вооружения (техники) оформляется подписью приемщика в наряде (форма 5), по которому сдавалось
вооружение (техника) в ремонт, с обязательным составлением на каждую единицу вооружения
Слайд 32Четвертый учебный вопрос:
Характерные неисправности электрооборудования.
Слайд 33Войсковой ремонт электрооборудования заключается в
производстве работ по обнаружению и устранению
неисправностей
в электрических цепях, в источниках и потребителях электрической
энергии.
Работы по обнаружению и устранению неисправностей в цепях
электрооборудования в танке выполняются силами экипажа с
привлечением специалистов по ремонту электроспецоборудования из
ремонтных подразделений и частей.
В процессе эксплуатации и в результате боевых повреждений в цепях
электрооборудования танка могут возникать неисправности,
приводящие к отказу.
Слайд 34Последовательность выполнения работ по ремонту
электрооборудования в танке
7) проверка агрегата (прибора)
на работоспособность
после установки в танк.
1) обнаружение неисправности;
2) выявление характера и причины неисправности;
3) принятие решения о способе ее устранения;
4) устранение неисправности, если принято решение о ремонте в танке;
5) снятие неисправного прибора (агрегата), если принято решение о
замене или ремонте его вне танка;
6) установка нового или отремонтированного агрегата (прибора);
Слайд 35
Обрыв цепи;
Характерные неисправности:
Короткое замыкание;
Повышенное сопротивление цепи;
Утечка тока.
Неисправность прибора (агрегата).
Слайд 36ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Тема 2. Общая технология войскового ремонта танка. Особенности войскового ремонта
электрооборудования танка.
Задание на самостоятельную подготовку:
Изучить:
Инструкция по организации комплексного войскового ремонта объектов бронетанкового вооружения и техники на мирное время. М.: Воениздат. 1990. 86 с.
Технические условия на войсковой ремонт электрооборудования бронетанковой техники / Под ред. И.М. Голощапова. М.: Воениздат. 1976. 159 с.
Ремонт электроспецоборудования бронетанковой техники и вооружения: учеб. пособие / И.Ю. Лепешинский, В.П. Погодаев, И.А. Кудрявцев, С.Д. Герасимов, Е.В. Ануфриев. Омск: Изд-во ОмГТУ 2010. с. 144 – 163;