ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ
Кафедра Государственного управления
и национальной безопасности
по регионам
2
Целевая установка занятия
1. Раскрыть сущность международной безопасности исходя из «баланса сил» и «баланса интересов».
2 Раскрыть сущность и содержание военной силы в международных отношениях
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Международная безопасность в свете «баланса сил» и «баланса интересов»
Военная сила в международных отношениях
3
4
Внешнеполитические интересы каждого государства определяются, в первую очередь, потребностями собственного социально-экономического развития. Они могут слабо коррелироваться с потребностями других стран и международного сообщества в целом. Вследствие этого, в зависимости от характера взаимодействия различных государств, можно выделить следующие виды их внешнеполитических интересов:
параллельные интересы, реализация которых находится в русле внешнеполитических интересов другого государства
В связи с формированием новой архитектуры мира обостряется вопрос, связанный с проблемой укрепления международной безопасности и формированием новой системы международных отношений, во многом зависящей от внешнеполитических интересов государств.
совместные (общие) интересы, реализация которых возможна только на основе коллективных действий двух и более государств путем осуществления скоординированных действий
расходящиеся интересы, которые являются следствием реализации совместных интересов в случае, когда последующие цели не совпадают, но и не противоречат друг другу
6
Достижение некоторого баланса интересов позволяет в равной степени учитывать потребности различных государств. Баланс интересов лежит в основе формирования различных союзов, экономических соглашений и соглашений о торговле, способствует развитию политических, дипломатических, экономических и культурных связей, обеспечивает сближение народов и формирование стабильной системы международных отношений.
Нарушение баланса интересов переводит отношения между государствами на другой уровень, в результате чего рушатся договоры, связи между странами и народами. Стремление к достижению интересов толкало государства на разорительные войны и вооруженные конфликты. В таких условиях единственным средством реализации внешнеполитических интересов является наращивание собственной мощи, на основе и посредством которой решаются все международные проблемы.
8
Другими словами, отдельное государство вынуждено приспосабливать свои интересы и цели к объективному состоянию системы международных отношений и характеру сложившихся в ней структурных связей.
Основной закон функционирования системы международных отношений заложен в принципе гомеостазиса, свойственном любой саморазвивающейся системе. Он проявляется в стремлении системы к самосохранению.
Принцип гомеостазиса или принцип саморегулирования заключается в том, что система в процессе взаимодействия со средой сохраняет значение некоторых своих существенных параметров в определенных пределах.
Состояние равновесия в системе международных отношений зависит от действий государств на международной арене в обеспечение своих национальных интересов, а также существующего баланса интересов государств на основе международного права.
Основным фактором, обеспечивающим функционирование и развитие системы международных отношений, является не только внешнеполитическая сила государства, а также равнодействующая сил государств, включенных в систему международных отношений и оказывающих воздействие на эту систему на ее различных уровнях.
Таким образом, процесс развития системы межгосударственных отношений проходит последовательно через различные этапы путем нарушения баланса сил, сопровождающееся международными конфликтами разной интенсивности и последующего его восстановления, но уже на основе нового характера структурных связей системы в целом или на уровне отдельных узлов.
В системе межгосударственных отношений постоянно происходит столкновение двух тенденций: тенденции к политической стабильности (баланса сил) и тенденции к ее нарушению.
13
Все эти потребности интересы стоят над национальной, классовой, религиозной и любой другой идеологией, бесспорно, являются потребностями каждого человека и всего человечества в целом и присутствуют в интересах различных государств.
Еще одна настоятельная потребность, которая, присуща всем странам и народам – это дальнейшее развитие человека как представителя рода Homo sapiens, которое возможно посредством накопления и повышения уровня культуры, повсеместного распространения принципов общечеловеческой морали и нравственности. Данная потребность вынесена на второе место потому, что мораль и культура человека в конечном счете определяют смысл и цель его жизни.
Наряду с прогрессом культуры, развитие цивилизации немыслимо вне прогресса материального производства, вне научно-технического прогресса. Поэтому наличие всемирного хозяйства, интернационализированных экономик также выступает объективной основой формирования баланса интересов современных государств. Характер развития производства и рынка таковы, что сегодня ни одна страна мира, даже самая крупная и богатая, не в состоянии в одиночку решить все стоящие перед нею проблемы.
В современных международных отношениях необходимо укреплять тенденцию замены права силы силой права. Без обеспечения этого процесса основными субъектами мировой политики не может реализоваться концепция неконфронтационного развития. В нашем веке, к сожалению, пока право силы явно доминирует над силой права.
Таким образом, в современном международном сообществе международную безопасность можно обеспечить на высоком уровне не только соблюдая в системе межгосударственных отношений баланс интересов отдельных государств и союзов, но и за счет учета национальных интересов государств и формирования общих интересов региональных либо субрегиональных объединений и союзов государств.
Основополагающие положения этой школы:
основной закон политики: силовые отношения между государствами являются определяющими при решении международных проблем;
мощь государства определяет уровень силового воздействия на другие страны в кризисных ситуациях;
национальные возможности страны по широкому спектру характеристик, таких как вооруженные силы, уровни технологии и народонаселения, географические факторы, природные ресурсы, типы государственного правления и идеологии, оказывают решающее влияние на результаты ее внешней политики, а также решение международных конфликтов, которые возникают вследствие несовместимости или несовпадения национальных интересов различных государств на международной арене.
В наличии военной силы, которая существует и применяется для реализации внешнеполитических потребностей мирового центра (центров) силы, а также для обеспечения непрерывности и нужной (для центра силы) направленности глобализационных процессов.
В подавлении политических, экономических, военных, и информационных действий государств, которые не хотят вписываться в структуры, определяемые мировым центром (центрами) силы.
Это проявляется
Исходя из этого, многие государства стремятся иметь достаточную военную силу, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене.
По своему генезису военная сила – порождение военной мощи, которая и определяет возможности военной силы государства в межгосударственных отношениях.
Обладание значительной военной мощью еще не предполагает ее активного и решительного использования в системе международных отношений. Она может так и остаться «вещью в себе», неиспользованной возможностью, если политическая элита не преследует решительных целей и не ставит их перед своими вооруженными силами.
Военная мощь становится силой, обеспечивающей достижение определенных целей, только тогда, когда она вступает в активное взаимодействие с военной мощью других государств.
23
Военная сила, предполагает в первую очередь, именно воздействие на другое государство или группу стран.
Для такого воздействия в военно-политической области основным инструментом, находящимся в распоряжении государства и его политического руководства, является военная мощь государства. Тогда, военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи в политических целях на другое государство, группу государств или систему международных отношений.
Для военной политики государства военная сила – основное средство, с помощью которого политическая элита может реализовать свои внешнеполитические потребности.
Таким образом, военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. Степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются военной политикой государства.
Политическая элита РФ видит цель военной политики государства не в погоне за военным превосходством, а в сохранении военно-стратегического паритета на минимальном уровне, который рассматривается ею как важный фактор обеспечения мира и международной безопасности на основе баланса сил в системе международных отношений.
24
Таким образом, военная сила России имеет компенсационный, вынужденный характер и призвана обеспечить поддержание устойчивого динамического равновесия в международных отношениях.
Военная сила России
непосредственном (открыто военном, физическом)
опосредованном (скрытом, потенциальном)
оружие вводится в действие открыто
оно выступает в качестве угрозы, то есть воздействует на состояние его духа, сознание и волю.
форма действия военной силы одна – вооруженное насилие.
Прямая военная агрессии
учения у границ сопредельного государства с целью оказать на него давление
Военно-морская блокада портов
помощь в организации военного переворота
размещение военных баз на чужой территории
28
Многие государства используют в качестве средства своей военной политики скрытые формы насилия
Торговля оружием занимает одно из ведущих мест в экспорте крупных государств и рассматривается ими как одно из действенных средств влияния на союзников, воздействия на районы нестабильности.
Поставки и продажа оружия зарубежным странам – это политика глобализационного проекта. Оружие, поставленное в развивающиеся страны, приводит к искривлению их экономической структуры, росту задолжностей, нерешенности социальных проблем, теснее привязывает их к поставщику оружия через систему инструкторов, советников, обучения специалистов, поставку запасных частей.
Основные формы этой политики
30
2) Оказание помощи государствам в разработке военных доктрин, создании и развитии вооруженных сил, а также военными специалистами.
Крупные поставки современного оружия в развивающиеся страны требуют подготовки обслуживающего персонала. Следовательно, возникает и такая форма действия военной силы государств, как аппарат советников, инструкторов и прочих «специалистов», численность которых может достигать многих тысяч.
Гонка вооружений обременительна даже для развитых стран, которые стремятся поспевать за военно-политическим курсом, навязываемым США. Например, многим странам НАТО за последние годы пришлось поднять уровень своего военного бюджета с 1% до 2,5-3% ВВП, для того чтобы начать процесс поставки в свои вооруженные силы новейших систем и комплексов высокоточного оружия.
Это одна из форм наращивания военной силы государства путем увеличения его совокупной военной мощи, втягивания в гонку вооружений максимального количества стран, перекладывания на них бремени военных расходов.
Основные выводы
33
Военная сила государства может оказывать воздействие на систему международных отношений или ее отдельные элементы в различных формах: в форме вооруженного насилия или различного рода скрытых, опосредованных другими элементами совокупной силы государства формах.
Государства – объекты приложения военной силы мировых центров силы в скрытых формах – являются проводниками имперской политики в своих регионах и вопреки своим интересам покорно следуют в русле военно-политического курса стран-центров силы. Если же они попытаются проводить самостоятельную политику, то неминуемо станут объектом вооруженного насилия либо со стороны государств (центров сил), либо их сателлитов.
35
Вооруженные силы
Вооруженные силы являются основным средством в руках политической элиты для достижения военно-политических целей на международной арене и удержания своего влияния внутри страны путем вооруженного насилия.
Вооруженные силы играют значительную роль не только в структуре военной силы государства, но и в политической системе общества.
Стремясь добиться выгодного соотношения военных сил в мире, мировые державы не жалеют усилий и средств на совершенствование боевого состава и качественного состояния своих вооруженных сил. Приняв на вооружение доктрины, нацеленные на достижение абсолютного военного превосходства, они обеспечивают перевооружение своих вооруженных сил новейшими системами оружия и боевой техники.
Военно-экономическая сила
36
Военно-экономическая сила является материальной основой военной силы государства.
Военно-экономическая сила определяется, в первую очередь, комплексом военных предприятий и инфраструктурой. Она определяет:
возможности государства по обеспечению своих вооруженных сил оружием и военной техникой
способность страны влиять на другие государства путем продажи, поставок оружия, боевой техники, военной технологии
Военно-экономическая сила государства активно воздействует на мировой рынок оружия, экономику других стран и оказывает непосредственное влияние на отношения между государствами.
Опираясь на научную мощь государства, уровень развития техники и технологий, военно-научная сила обеспечивает реализацию вполне конкретных политических и военно-политических интересов в системе международных отношений.
Встав на путь импорта военной технологии, государство-импортер становиться зависимым от экспортера не только в военно-технической, но и в политической области.
Развитые государства используют военно-научную силу в качестве средства давления на менее богатых и развитых союзников, на развивающиеся страны с целью усиления их политической зависимости от военной технологии старшего партнера.
38
Важнейшим структурным элементом военной силы государства является моральная сила народа, воинов вооруженных сил.
Военная сила государства предстает как величина интегрированная, воплощающая в себе не только мощь его вооруженных сил, но и военной экономики, науки, морального духа народа и воинов вооруженных сил.
Военная сила государства, являясь средством достижения политических целей, предполагает достижение этих целей в ходе войны путем уничтожения или подавления противника.
Общий вывод о действии военной силы
концентрация производства (в том числе и экологически опасного)
плотность населения в промышленных центрах
разрушительные возможности ядерного оружия
возможности высокоточного оружия, приближающиеся к ядерному
Наблюдается процесс трансформации функции достижения победы в войне для военной силы государств в функцию предупреждения и предотвращения войны. Военная сила государств, в данном случае, выступает как гарант сохранения мира.
Одним из путей наращивания военной силы государства является создание совокупной военной силы путем образования различного рода военно-политических союзов, блоков, систем коллективной обороны.
Государство, входящее в состав военно-политического союза (блока) и имеющее относительно небольшие возможности собственной военной силы, получает возможность ее наращивания за счет военной силы союзников.
При создании военно-политических блоков государства достигают приращения совокупной военной силы и за счет совместного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и различных совместных программ вооружений. В этих условиях союзники также становятся гарантированным и устойчивым рынком сбыта оружия и боевой техники, что обеспечивает постоянные и высокие прибыли военно-промышленного комплекса.
Формированию совокупной военной силы способствует
США как центр мировой силы, стремятся обеспечить свое присутствие во всех уголках планеты, а там, где им не удается осуществить эффективного воздействия собственной военной силой, они прибегают к помощи союзников, выполняющих жандармские функции в соответствующих регионах.
Функция политического давления отражает связь политики с военной силой государства. Действие военной силы, направляемое политикой, не выступает в форме вооруженного насилия, хотя и предполагает его возможность. Политическое давление осуществляется военной силой в комплексе с другими структурными элементами совокупной силы государства: политической, экономической, дипломатической.
Военная сила как средство политического давления бывает тем эффективней, чем больше есть оснований считать, что она перерастет в вооруженное насилие, в войну.
Военная сила государства как средство политического давления используется не только в отношении «оппонентов», но и с целью преодоления центробежных тенденций в военно-политических союзах.
Проведение совместных учений и маневров
Всем этим США не только крепче пристегивают союзников к своей агрессивной политике, но и оказывают постоянное давление на правительства стран с целью сохранения выгодного им политического режима в них.
Для преодоления центробежных тенденций в военно-политических союзах США использует
Одной из основных функций американских вооруженных сил является функция содействия поддержанию выгодной США социально-политической обстановки в этих государствах. Роль американских войск заключается, в частности, в том, чтобы служить опорой находящимся у власти правительствам, предоставлять им реальную возможность опереться, если потребуется, на военную силу США для решения своих внутриполитических и внешнеполитических задач.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть