ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ
Кафедра Национальной и международной безопасности
2
Целевая установка занятия
Дать общую характеристику понятий «война» и «мир» в системе международных отношений.
Раскрыть основные угрозы военной безопасности России.
Довести особенности современных войн и вооруженных конфликтов.
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. Общие подходы к понятию войны и мира.
2. Взгляды на угрозы военной безопасности России и США.
3. Взгляды на современные войны и вооруженные конфликты.
3
4
4
Война — не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами.
Война есть продолжение политики иными, насильственными средствами.
…война есть орудие политики; она неизбежно должна носить характер последней; ее следует мерить политической мерой. Поэтому ведение войны в своих главных очертаниях есть сама политика, сменившая перо на меч, но от этого не переставшая мыслить по своим собственным законам.
Итак, война — … подлинный хамелеон, в каждом конкретном случае несколько меняющий свою природу…
Карл фон Клаузевиц
(1780-1831)
8
Переход социального конфликта в стадию вооруженной борьбы выражается в том, что каждая из сторон стремится силой оружия навязать свою волю противнику, для чего наносит разрушительные удары по его людскому и материальному потенциалу.
9
Сущность войны
Война – социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественных противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия.
Сущность войны заключается в том, что она является подлинным орудием политики, ее продолжением насильственными средствами.
Политика определяет направленность и характер подготовки государства или коалиции государств к войне, формулирует цели и задачи войны, определяет ее средства, направляет материальную подготовку к войне и т. д.
В первой мировой войне участвовали 33 страны с населением в 1,1 млрд. человек (около 62 % тогдашней численности человечества). Безвозвратные людские потери составили 25 млн. человек, в т.ч. 9,5 млн. погибших на поле боя, 0,5 млн. – от бомбардировок, 10 млн. – от голода и эпидемий.
10
Последствия войн
Во второй мировой войне участвовали 62 страны с населением 1,7 млрд. человек (свыше 78 % всего населения Земли на тот период), безвозвратные потери достигли 55 млн. человек. На поле боя погибло 27 млн. военнослужащих, в тылу от бомбардировок – 1,5 млн. чел., в концлагерях — 11 млн. чел., в партизанской борьбе более 2 млн. чел., от голода и эпидемий 1 млн. человек.
Безвозвратные потери нашей страны во второй мировой войне оцениваются на сегодня в 27,4 млн.
Безвозвратные потери в 87 млн. только за две мировые войны.
11
М И Р
Мир – это такое состояние в отношениях между государствами, которое не содержит в себе противоречий, являющихся возможной причиной следующей войны.
Мир – категория, определяющая жизненные условия сосуществования государств, характер отношений между народами и государствами (коалициями государств), основывающихся на взаимном учете национальных интересов, проведения внешней политики ненасильственными средствами, отсутствии открытых военных столкновений (вооруженной борьбы) и соблюдении взаимных договорных обязательств.
13
М И Р
Мир, наступающий после войны, является продолжением политики, проводившейся в ходе войны, с учетом существенных изменений, которые происходят в жизни хотя бы одной из воюющих сторон в результате военных действий.
Мир, как состояние мирового сообщества, может быть достигнут путем достижения приемлемого баланса интересов субъектов международных отношений, который исключает наличие противоречий, могущих привести к войне.
Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры преимущественно мирными средствами.
Мирное сосуществование не исключает идеологического и информационного противоборства, экономического соперничества, военно-технического соревнования.
Внешние угрозы
Внешние опасности
Военная безопасность государства
В соответствии с современными представлениями содержание военной доктрины государства должно давать ответы на следующие важнейшие вопросы:
с какими противниками придется вести борьбу в возможной войне;
каковы характер и цели войны, в которой предстоит участвовать государству и его вооруженным силам, их задачи;
какие вооруженные силы нужны для успешного ведения войны и направление их строительства;
каков порядок подготовки страны к войне;
каковы способы ведения войны.
В этой Военной доктрине на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересам ее союзников сформулированы основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства.
В соответствии с действующей Военной доктриной РФ военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы, либо способностью ей противостоять.
18
Национальная военная стратегия США
1 июля 2015 года Пентагон опубликовал Национальную военную стратегию США, сменившую предыдущую версию, принятую в 2011 году. Это не только ключевой официальный документ для исполнения в вооруженных силах и государственных структурах США, но и по сути доктрина, предъявленная всему миру.
Национальная военная стратегия США
20
Угрозы национальной безопасности США
Однако, по мнению авторов стратегии, эти преимущества зачастую оспариваются:
стремлением ряда государств к региональному лидерству
распространением баллистических ракет, высокоточного оружия, беспилотных систем, космических и кибернетических сил и средств, а также ОМП
Угрозы национальной безопасности США
Оценка современного состояния американских вооружённых сил
Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с РФ. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.
23
Военная доктрина о военных опасностях и военных угрозах РФ
Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для РФ усиливаются.
развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных РФ и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на РФ
Военная доктрина о военных опасностях и военных угрозах РФ
создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия
дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности
распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий
нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;
применение военной силы на территориях государств, сопредельных с РФ и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права
наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств
Военная доктрина о военных опасностях и военных угрозах РФ
использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности
Военная доктрина о военных опасностях и военных угрозах РФ
установление в государствах, сопредельных с РФ, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам РФ
растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков
Основные внутренние военные опасности
а) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ
б) деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации
в) деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества
27
г) провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды
воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее СЯС, СПРН, ККП, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности , фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов
демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с РФ и ее союзниками
создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников
активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени
28
III раздел «Военная политика Российской Федерации»
29
Военная политика РФ направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также интересов ее союзников.
Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.
30
Ст. 26 В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.
Ст. 24. РФ рассматривает вооруженное нападение на государство - участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.
Ст. 25. РФ рассматривает вооруженное нападение на государство - члена ОДКБ как агрессию против всех государств - членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.
31
Военная доктрина РФ о применении ядерного оружия
Война – это трагедия для людей.
Война сопровождает всю историю человечества.
Фактически, вся наша история – это история войн.
Терминология: межвоенный период, послевоенная эпоха,
эпоха «холодной войны» и т.д.
Войну ведут армии – специально для ведения войны организованные, обученные и вооруженные формирования людей.
33
35
Война – общественно-политическое явление, особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами с переходом к применению вооруженного насилия для достижения политических целей.
Состояние войны наступает с началом военных действий и прекращается с их окончанием.
идеологические
информационные
другие «невоенные» средства
Официальный документ Пентагона от 10 сентября 2012 г. Capstone Concept For Joint Operations: Joint Force 2020 («Основополагающая концепция ведения объединенных операций: объединенные силы 2020»):
«Война остается столкновением между враждующими, независимыми и непримиримыми волями, каждая из которых стремится достичь доминирования над другой посредством насилия. Противники будут продолжать свои стремления найти и использовать уязвимости США. Даже если конфликт будет вестись с использованием самых современных технологий, ведение военных операций остается, по большому счету, делом человека».
36
Определения войн и вооруженных конфликтов различного уровня, данные в Военной доктрине РФ
Вооруженный конфликт – вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт)
Локальная война – война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие)
Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели
37
по масштабам
ограниченная
Вооруженные конфликты
Малый региональный
акции
Крупномасштабный
региональный
Операции ограниченного
масштаба
39
Поколения войн
Первый этап:
войны доядерного периода.
Поколения войн
Второй этап:
война ядерного периода
Шестое поколение – высокоточное (прецизионного наведения) ударное и оборонительное оружие. Использование информационно-ударных систем различного уровня (тактического, оперативно-тактического, оперативного, стратегического) с широким использованием космических систем. Война стратегического масштаба.
Третий этап:
бесконтактная война
49
50
Особенности войн 6 поколения
51
Особенности войн 6 поколения
Особенности войн 6 поколения
52
53
54
военные конфликты могут развиваться на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако, с использованием сил и средств, размещенных за его пределами, при этом локальные по своей сути конфликты могут сопровождаться большой ожесточенностью и иметь своим результатом полное уничтожение государственной системы одного из участников конфликта
значительная часть военных конфликтов будет происходить между сторонами, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил
существенно возрастает роль начального периода военного конфликта. Как показывает анализ исхода имевших место вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход
основная роль в начальный период войны будет отводится дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на сухопутные войска
расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве
массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием
усиление роли информационного противоборства
сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий
повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием
создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий
комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций (гибридная война)
воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море
массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники
избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил)
сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий
57
усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием
участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний
создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий
применение непрямых и асимметричных способов действий
использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений
58
Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).
возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы
заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы
информационно-управляющих систем
беспилотных летательных и автономных морских аппаратов
управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть