Слайд 1КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Заведующий кафедрой
КАСАТКИН Евгений
Николаевич
Слайд 2КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Заведующий кафедрой
КАСАТКИН Евгений
Николаевич
Лекция № 2
Национальная безопасность
и военная доктрина Российской Федерации
Слайд 3Учебные вопросы:
Понятие безопасности, ее правовая основа.
Система безопасности РФ.
Стратегия национальной
безопасности РФ.
Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности.
Виды войн и их медицинские аспекты.
Слайд 4Национальная безопасность и
военная доктрина Российской Федерации
Основополагающие документы:
Конституция Российской Федерации
(принята
всенародным голосованием 12.12.1993).
Федеральный закон "О безопасности" № 390-ФЗ от 28.12.2010 (принят Государственной Думой 07.12.2010;
одобрен Советом Федерации 15.12.2010).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года
(утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537).
Концепция национальной безопасности РФ утратила силу.
Военная доктрина Российской Федерации
(утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010).
Слайд 5Понятие безопасности
Безопасность -
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и
внешних угроз
Жизненно важные интересы -
совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства
Основные объекты безопасности:
личность - ее права и свободы;
общество - его материальные и духовные ценности;
государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Слайд 6Понятие безопасности
Основные субъекты обеспечения безопасности:
государство (осуществляет функции через органы законодательной, исполнительной
и судебной властей; обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ, за ее пределами гарантирует защиту и покровительство);
граждане;
общественные и иные организации и объединения.
Слайд 7Понятие безопасности
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно
важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности
Слайд 8Понятие безопасности
Основные принципы обеспечения безопасности:
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина;
законность;
системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Слайд 9Понятие безопасности
Деятельность по обеспечению безопасности:
прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;
определение
основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации их последствий;
применение специальных экономических мер;
разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и спец. техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
организация научной деятельности по обеспечению безопасности;
координация деятельности федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
осуществление др. мероприятий.
Слайд 10Понятие безопасности
Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент
РФ.
Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ.
Граждане и общественные объединения участвуют в реализации гос. политики в области обеспечения безопасности.
Государственная политика в области обеспечения безопасности – совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер;
часть внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Слайд 11Понятие безопасности
Цели международного сотрудничества
в области обеспечения безопасности:
защита суверенитета и территориальной
целостности РФ;
защита прав и законных интересов российских граждан
за рубежом;
укрепление отношений со стратегическими партнерами РФ;
участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.
Слайд 12Понятие безопасности
Правовая основа обеспечения безопасности:
Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы
международного права,
международные договоры Российской Федерации,
федеральные конституционные законы,
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года,
Федеральный закон «О безопасности»,
другие ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Слайд 13Система безопасности РФ
Основные элементы системы безопасности:
органы законодательной, исполнительной и судебной властей,
государственные,
общественные и иные организации и объединения,
граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом,
законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Создание органов обеспечения безопасности,
не установленных законом Российской Федерации,
не допускается.
Слайд 14Система безопасности РФ
Основные функции системы безопасности:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних
угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Слайд 15Система безопасности РФ
Силы обеспечения безопасности:
Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы
внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;
Государственная противопожарная служба, органы службы ликвидации последствий ЧС, формирования ГО; внутренние войска;
органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие гос. органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Слайд 16Система безопасности РФ
Координацию деятельности осуществляют:
Президент РФ и возглавляемый им Совет Безопасности,
Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
Правительство РФ,
федеральные органы исполнительной власти,
органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления.
Слайд 17Система безопасности РФ
Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом РФ.
Положение о Совете
Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом РФ.
В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом РФ могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.
Совет Безопасности РФ – конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Слайд 18Стратегия национальной безопасности РФ
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются
на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Состояние национальной безопасности РФ напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам РФ.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Слайд 19Стратегия национальной безопасности РФ
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические
национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Слайд 20Стратегия национальной безопасности РФ
Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Слайд 21Стратегия национальной безопасности РФ
Слайд 22Стратегия национальной безопасности РФ
Система обеспечения национальной безопасности - силы и средства
обеспечения национальной безопасности.
Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.
Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Слайд 23Стратегия национальной безопасности РФ
Национальные интересы РФ - совокупность внутренних и внешних
потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
Национальные интересы Российской Федерации
на долгосрочную перспективу:
развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики;
обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
превращение РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Слайд 24Стратегия национальной безопасности РФ
Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной
безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
Основные приоритеты национальной безопасности:
национальная оборона,
государственная безопасность,
общественная безопасность.
Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.
Слайд 25Стратегия национальной безопасности РФ
Национальные приоритеты устойчивого развития:
повышение качества жизни российских граждан
путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Слайд 26Стратегия национальной безопасности РФ
В число стратегических целей национальной обороны включены предотвращение
глобальных и региональных войн и конфликтов, стратегическое сдерживание в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Как угроза военной безопасности РФ расценена политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере. Предусмотрен переход к качественно новому облику ВС РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил, наращиванием количества частей постоянной готовности, совершенствованием оперативной и боевой подготовки войск.
Основную угрозу государственной и общественной безопасности представляют терроризм, экстремизм, разведывательная деятельность иностранных спецслужб, организованная преступность. Необходимо повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создать единую систему профилактики правонарушений, снизить уровень коррумпированности и криминализации общества. Особое внимание должно быть уделено охране госграницы РФ.
Одной из стратегических целей национальной безопасности является повышение качества жизни россиян. Основные задачи в данной сфере - обеспечение личной безопасности, доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда.
Большое значение придается экономическому росту (Россия планирует войти в среднесрочной перспективе в 5 стран-лидеров по объему ВВП), развитию науки, технологий, здравоохранения и образования, сохранению культурного потенциала.
Слайд 27Стратегия национальной безопасности РФ
Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки
состояния национальной безопасности и включают:
уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
уровень роста потребительских цен;
уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
Слайд 28Военная доктрина РФ
Военная доктрина РФ является одним из основных документов стратегического
планирования в РФ и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ.
Указ Президента РФ от 25.12.2014 № 815 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146
"О Военной доктрине Российской Федерации».
Документ вносит уточнения в действующую Доктрину. Внесённые в документ изменения одобрены на совещании Совета Безопасности России 19.12.2014.
В Военной доктрине учитываются основные положения Военной доктрины РФ 2010 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики РФ 2008 года и Морской доктрины РФ на период до 2020 года.
Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие.
Слайд 29Военная доктрина РФ
Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических,
правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов РФ и интересов ее союзников.
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента РФ и
Правительства РФ
Слайд 30Военная доктрина РФ
Военная безопасность РФ - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.
Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.
Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого- либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).
Слайд 31Военная доктрина РФ
Основные внешние военные опасности:
стремление наделить силовой потенциал Организации
Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока;
попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
распространение международного терроризма;
Слайд 32Военная доктрина РФ
распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение
количества государств, обладающих ядерным оружием;
нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
применение военной силы на территориях сопредельных с РФ государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств;
возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к границе РФ и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
Слайд 33Военная доктрина РФ
Основные внутренние военные опасности:
попытки насильственного изменения конституционного строя
РФ;
подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ;
дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ.
Слайд 34Тенденции нарастания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут
перерасти
в вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности
Военные опасности РФ
Слайд 35Военная доктрина РФ
Основные военные угрозы:
резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений)
и создание условий для применения военной силы;
воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;
создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников;
демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками государств с провокационными целями;
активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
Слайд 36
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Условные обозначения:
- районы
существующих и возможных вооруженных конфликтов
- государства, обладающие потенциалом по
производству оружия массового поражения
- группировки войск (сил) США и НАТО
Неконтролируемая миграция
Военные опасности и угрозы РФ
Слайд 45Виды войн и их медицинские аспекты
Вариант развития вооруженного конфликта
Слайд 46Виды войн и их медицинские аспекты
Особенности современных войн:
скрытность подготовки и внезапность
развязывания агрессии;
война, как правило, не объявляется, военное положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вводится, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводятся, т.е. отсутствует четкий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой по сути дела идет воина.
применение различных форм, методов и способов ведения боевых действий, в т.ч. нетрадиционных и ранее не известных;
сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;
широкое использование криминальных (и регулярных) формирований;
скоротечность военных действий (30-60 суток);
избирательность поражения объектов; нанесение точечных ударов по ключевым объектам (чаще критическим элементам объекта экономики);
массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах;
Слайд 47Виды войн и их медицинские аспекты
повышение роли дальних дистанционных боев с
применением высокоточных радиоуправляемых средств;
ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;
активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении;
огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск на всю глубину их построения;
маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
сочетание мощного политико-дипломатического информационнопсихологического и экономического воздействия;
постоянная угроза расширения масштабов конфликта.
В последнее десятилетие произошел решительный поворот к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. В концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах.
Слайд 48Виды войн и их медицинские аспекты
Главнейшие факторы медицинской обстановки :
Вид и
масштабы примененного противником оружия.
Величина и структура потерь среди населения, их дислокация в вероятных очагах поражения.
Доступность для оказания им медицинской помощи, а также климато - географические условия, время года, суток, метеоусловия и др.
Состояние путей медицинской эвакуации, величина, масштабы и степень опасности заражения территории РВ, ОВ и БС.
Имеющиеся медицинские силы и средства, их состояние и возможности.
Условия для организации управления медицинскими силами и средствами.
Медицинская обстановка - это совокупность факторов, характеризующих условия деятельности здравоохранения, в том числе и медицинской службы ГО, ее сил и средств, содержание и объем предстоящей работы, а также санитарно-эпидемиологическое состояние очагов поражения, которое может оказывать влияние на организацию и ход медицинского обеспечения пораженного населения и сил гражданских организации ГО (сил ГО)
Слайд 49Виды войн и их медицинские аспекты
Структура санитарных потерь - это процентное
отношение различных категорий пораженных к общему числу санитарных потерь среди населения.
Наибольшее значение имеет уточнение величины санитарных потерь, их структуры, дислокации и степени доступности пораженных для оказания им медицинской помощи.