Методика подготовки и проведения групповых упражнений презентация

Содержание

Групповые упражнения - форма индивидуального практического обучения по оперативной и тактической подготовке офицеров, прапорщиков и сержантов-командиров. Они применяются для за­крепления изучаемых теоретических положений военного искусства на фоне конкретной обстановки, для привития

Слайд 17.4. Методика подготовки и проведения групповых упражнений


Слайд 2 Групповые упражнения - форма индивидуального практического обучения по оперативной и тактической

подготовке офицеров, прапорщиков и сержантов-командиров. Они применяются для за­крепления изучаемых теоретических положений военного искусства на фоне конкретной обстановки, для привития обучаемым умений и навыков по организации подготовки и ведения боевых действий, всестороннему их обеспечению и управлению войсками, а также формирования у обучаемых морально-психологических и боевых качеств.

Сущность группового упражнения состоит в том, что обучаемые заблаговременно изучают литературу, исходную обстановку и готовятся к действиям в роли назначенных должностных лиц, а в ходе занятия обучаемые, объединенные в одну учебную группу, на фоне учебной обстановки по ука­занию руководителя занятия самостоятельно последовательно или одновременно упражняются в выполнении действий (решении задач) в указанной должности в отведенное время.


Слайд 3Основным методом обучения в ходе группового упражнения является УПРАЖНЕНИЕ (трениров­ка). Обучаемые

под руководством обучающего упражняются в принятии и докладе решений, в подго­товке и докладе предложений по решению, в постановке боевых задач, разработке боевых докумен­тов и т.д., находясь все в одной должности.

На групповых упражнениях могут использоваться и другие методы. Объяснение применяют при разборе и обосновании решений, показ (демонстрация) применяется обычно при отработке но­вых или слабо усвоенных вопросов или при проведении занятия со средствами имитации и обозна­чением.

Руководителем групповых упражнений обычно является командир (начальник) обучаемых. Групповые упражнения обычно продолжаются от 2 до 6 часов.


Слайд 4 Подготовка групповых упражнений включает: уяснение задачи и оценку обстановки; выработку решения

на подготовку и проведение занятия; разработку плана проведения группового упражне­ния и тактического задания; подготовку руководителя и обучаемых, материального обеспечения и мест проведения занятия.

! Исходными данными для группового упражнения являются: тема, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время и продолжительность занятия, место проведения занятия, материальное обеспечение.
Часть исходных данных обычно определяется соответствующими планами и расписаниями заня­тий, а также указаниями командиров и начальников.


Тема занятия определяет основное содержание отрабатываемых вопросов. Они обычно охватыва­ют организацию или управление действиями войск или же то и другое вместе взятое и определяются в соответствии с задачами оперативной (боевой) подготовки и степенью обученности обучаемых.
Тема может определять только действия командира или органа управления.


Слайд 5Учебные цели показывают, для чего проводится данное занятие, что должно быть

достигнуто в подготовке обучаемых, чего должен добиться руководитель. Учебные цели, кроме того, уточняют содержание и методику проведения занятия. На групповых упражнениях могут ставиться следую­щие учебные цели:

а) при изучении новых вопросов:
показать (ознакомить, дать понятие) обучаемым, как надо организовать или вести работу опре­деленного должностного лица в данной обстановке;
научить организовывать действия частей (подразделений и т.д.) и управлять ими в ходе боевых действий;

б) при повторных занятиях:
тренировать (дать практику, привить или совершенствовать навыки) обучаемых в выполнении указанных действий.

Целью групповых упражнений, кроме того, могут быть углубление и закрепление знаний по изу­чаемой теме или проверка уровня подготовки обучаемых.


Слайд 6Учебными вопросами определяется, что должно быть обязательно отработано в ходе занятия,

что­бы достичь поставленных на занятие целей. Содержание каждого учебного вопроса группового упраж­нения должно отражать конкретную работу обучаемых в определенной должности в ограниченный по времени и пространству период боевой деятельности. Однако учебные вопросы могут отражать не весь процесс работы рассматриваемого должностного лица, а какую-нибудь его составную часть (уяснение задачи, оценка обстановки, принятие решения и т.д.). Раздельная отработка целесообразна с менее подготовленными обучаемыми или когда надо учить принятию принципиально нового решения.

Количество вопросов на каждом занятии зависит от их содержания, а также от цели, продолжи­тельности, места, методических особенностей занятия и уровня подготовки обучаемых. На отработ­ку каждого учебного вопроса следует выделять такое время, которое обеспечивает полное усвоение учебного материала. Для отработки учебного вопроса необходимо время на доведение обстановки до обучаемых, на ее усвоение и оценку, на заслушивание докладов (распоряжений) нескольких обучае­мых или на оформление документов, на разбор действий обучаемых, который проводится при подве­дении частного итога по учебному вопросу руководителем занятия.


Слайд 7После определения исходных данных руководитель приступает к разработке учебно-методичес­ких документов, необходимых

для проведения занятия. Как правило, для проведения группового уп­ражнения разрабатывают: план проведения группового упражнения; тактическое задание.

План проведения занятия - основной документ руководителя занятия, который отображает, в какой обстановке и как руководитель отрабатывает тему и достигает поставленные учебные цели. План обес­печивает последовательность и целеустремленность проведения занятия. Разрабатывается план на кар­те, графически с легендой или текстуально с приложением карты (схемы) обстановки. Обычно план включает
исходные данные (тему, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время проведения занятия, материальное обеспечение);


Слайд 8оперативно-тактический или тактический замысел, в котором определяются положение и группи­ровка войск

каждой стороны к началу занятия, т.е. исходная обстановка (общая и частная), и замы­сел действий сторон (общий и частный), включающий: боевые задачи вышестоящих соединений и частей своих войск, а в отдельных случаях и войск противника; решение за их командиров; боевую задачу части, подразделения, в роли командира или должностных лиц которых действуют обучае­мые, а также задачи соседей, обстановку, создаваемую в ходе занятия для отработки всех намечен­ных учебных вопросов с указанием положения сторон к началу отработки каждого вопроса;
порядок проведения занятия, содержащий для каждого учебного вопроса расчет времени, ввод­ные, порядок действий руководителя и обучаемых, а также перечень вопросов разбора действий обучаемых в ходе занятия.
Форма и объем плана зависят прежде всего от опытности и знаний руководителя занятий. При этом следует иметь в виду, что тактическая обстановка на занятие разрабатывается в оперативном времени.



Слайд 9Под оперативным временем понимается условное время, которое применяется для розыгрыша боевых

действий, т.е. для создания обстановки в масштабе реального хода боевых действий.
Оперативное время имеет большое значение для реальности оперативно-тактического замысла и создания представления о реальных временных показателях боевых действий, для выработки у обуча­емых навыков в выполнении своевременных действий.
Особенностью группового упражнения является то, что оперативное время после его объявле­ния не изменяется. Оно «стоит» до объявления нового или до вывода из оперативного времени. Переход от одного эпизода занятия к другому обычно производится с помощью оперативных скачков.
Оперативный скачок представляет собой методический прием, позволяющий ввести обучае­мых в новую обстановку, перенесенную во времени и пространстве. Оперативный скачок, как пра­вило, сопровождается скачком в оперативном времени, т.е. фиксированным изменением оператив­ного времени. Оперативное время очередного эпизода должно определяться с учетом возможнос­тей войск и характера предшествующих действий сторон.
Все данные замысла должны быть отражены на карте.


Слайд 10Порядок проведения занятия разрабатывается по каждому учебному вопросу. В нем определя­ется

наименование учебного вопроса, астрономическое время на его отработку, содержание и по­рядок доведения обстановки и задач до обучаемых, порядок отработки учебного вопроса - в какой роли и что делают обучаемые, сколько человек заслушать при отработке данного вопроса, в какой роли действует руководитель занятия, на какие вопросы обратить внимание в частном и общем раз­боре. В порядке проведения занятия могут содержаться и справочные данные (вопросы теории, ва­рианты решений и т.д.). Обстановка в ходе занятия, как правило, доводится в виде вводной.

Вводной называются данные о тактической обстановке и о боевых задачах на определенное оперативное время, сообщаемые обучаемым в ходе занятия для отработки учебного вопроса.
Вводные могут оформляться текстуально или на карте (схеме) с необходимыми пояснениями.
Каждая вводная на групповом упражнении должна содержать: оперативное время; данные об­становки для отработки учебного вопроса или его части; должность, местонахождение, а в отдель­ных случаях и характер действий того должностного лица, обязанности которого должны будут ис­полнять обучаемые; исполняемые должности обучаемыми и руководителем.


Слайд 11В ходе занятия вводные могут доводиться устно, с помощью средств связи,

обозначения, имитации и иногда письменно (текстуально или схемой).
Порядок доведения вводных определяется руководителем в плане занятия.

Важным элементом разработки порядка отработки учебного вопроса является определение времени, выделяемого обучаемым для самостоятельной работы. Лучшим способом является опре­деление его в самой вводной, где могут быть даны прямые указания о сроке выполнения действий.


Слайд 12В целом порядок проведения группового упражнения включает вводную часть (прием рапорта,

проверка наличия и готовности обучаемых к занятию, объявление темы занятия и раскрытие ее актуальности с постановкой задачи обучаемым и доведением структуры занятия и его целей, про­верка теоретической подготовки обучаемых и фактического исполнения задания, вывод о готов­ности к работе обучаемых), отработку учебных вопросов с сочетанием работы обучаемых и руко­водителя в «оперативном времени» и «вне оперативного времени», общий разбор группового уп­ражнения (общая характеристика содержания темы и отработанных учебных вопросов, возмож­ные варианты решения этих вопросов, ответы на вопросы, оценка работы обучаемых на занятии и задания по устранению недостатков), задание и порядок подготовки к следующему занятию.


Слайд 13При разработке плана проведения группового упражнения целесообразно соблюдать определен­ный порядок отработки

учебного вопроса: объявление руководителем учебного вопроса; разбор тео­ретических положений по содержанию и методике работы по учебному вопросу опросом обучаемых или пояснением руководителя; ввод обучаемых в обстановку опросом по обстановке на определен­ное оперативное время или сообщением данных обстановки вне оперативного времени; ввод обуча­емых в частную обстановку; самостоятельная работа обучаемых; заслушивание; частный итог рабо­ты с краткой характеристикой существа учебного вопроса, приведением варианта наиболее целесо­образного ответа (решения и т.п.) и ответы на вопросы обучаемых.
Разработанный план проведения занятия подписывается руководителем занятия и утверждает­ся начальником.


Слайд 14Тактическое задание предназначается для ввода обучаемых в исходную обстановку и заблагов­ременной

подготовки их к занятию.
Тактическое задание обычно оформляется в виде письменного документа с приложением карты (схемы) или на карте с пояснительной запиской. Оно включает в себя: общую исходную обстановку (можно обозначить как раздел I), частную исходную обстановку (раздел II), справочные данные (раз­дел III), указания по подготовке к занятию (раздел IV).


Слайд 15Общая обстановка дает обучаемым общее представление о характере действия сторон. В

ней из­лагаются данные о противнике, положении и действиях своих войск, обычно не менее чем на одну ступень выше звена, в котором будут действовать обучаемые, а также о воздушной, радиационной, химической обстановке.
Частная обстановка конкретизирует общую. В ней в определенное оперативное время указыва­ются необходимые сведения о противнике, подробные данные о положении и действиях своих войск, в роли должностных лиц которых действуют обучаемые, их боевая задача, положение и задачи сосе­дей и другие необходимые сведения.
Справочные данные включают только те сведения, которые требуются для отработки поставлен­ных учебных вопросов. В этот раздел целесообразно включать только те сведения, которые неизве­стны обучаемым или которые они не могут добыть.
В указаниях по подготовке к занятию должно быть четко определено, что обучаемые должны изучить, в какой роли, что исполнить до начала занятия.

Тактическое задание разрабатывается, как правило, только для подготовки обучаемых к перво­му занятию; к последующим занятиям обучаемые готовятся по указанию руководителя или на осно­ве дополнительных заданий, разрабатываемых по схеме тактического задания.


Слайд 16Подготовка руководителя занятия и обучаемых к занятию является важным условием его

каче­ственного проведения.

Подготовка руководителя группового упражнения складывается из теоретической и практичес­кой подготовки, начинается заблаговременно и проходит вплоть до занятия. Он должен изучить тео­ретические вопросы, раскрывающие требования современной военной науки, уставов, наставлений по данной теме группового упражнения, провести анализ и обобщить опыт подразделения (части, соединения). Практическая подготовка руководителя складывается из тренировки в выполнении приемов и способов, которые он хочет отработать с обучаемыми в ходе занятия.
Подготовка к занятию обучаемых сводится к самостоятельному изучению указанных руководств и пособий, к подготовке карт и нанесению на них исходной обстановки, к изучению задания и практиче­скому его выполнению.


Слайд 17Проведение групповых упражнений включает вводную, основную и заключительную части занятия.
Во вводной

части проверяется готовность обучаемых к занятию, объявляется тема и целевая ус­тановка. Учебные вопросы доводят до обучаемых в начале занятия или в конце занятия в ходе раз­бора, если не следует преждевременно раскрывать порядок последующих действий

Затем проводится проверка подготовленности обучаемых к занятию. Руководитель занятия прове­ряет полноту и правильность нанесения обстановки и решений на карту, содержание необходимых за­писей, расчетов, знание организации вооружения, возможностей своих войск и войск противника, тео­ретических положений по изучаемой теме, наличие необходимого материального обеспечения. Для проверки знаний теоретических положений руководитель заранее намечает 2-3 контрольных вопро­са в соответствии с содержанием данного занятия.


Слайд 18Проверка подготовленности к занятию должна проводиться быстро (5-15 минут) и не

обяза­тельно по всем намеченным вопросам. Проверку можно проводить с использованием технических средств обучения или краткого письменного (графического) изложения.


Слайд 19Порядок отработки учебных вопросов определяется многими факторами и прежде всего учебными

целями, содержанием учебного вопроса, временем, отведенным на его отработку, уровнем подготовки обучаемых, местом проведения занятия и его материальным обеспечением. При отработке учебных во­просов руководитель действует в роли начальника, а обучаемые - в роли подчиненного. Отработку каж­дого учебного вопроса обычно начинают с объявления необходимой обстановки, определения должно­стных лиц, в чьей роли должны действовать обучаемые. Для этого руководитель прежде всего объяв­ляет оперативное время, сообщает нужные данные обстановки, называет должностное лицо, место его действия и, если необходимо, то и что оно намерено делать, устанавливает время на работу.

Например: «Оперативное время 8.30 30.7. Взвод, преследуя отходящего противника, при подходе к роще «Темная» остановлен сильным пулеметным огнем со стороны хутора Дубки. Командир взво­да оценивает обстановку у моста через р. Голубая и принимает решение на выполнение боевой зада­чи. Все в должности командира взвода, я в должности командира роты. Время на работу 10 минут. К работе приступить».


Слайд 20При проведении группового упражнения вводные чаще всего даются руководителем занятия устно.

Но можно доводить заранее подготовленными письменными или графическими документами, а также средствами обозначения и имитации. При объявлении вводной руководитель должен учи­тывать возможности обучаемых нанести обстановку на карту или зафиксировать ее другим способом. После объявления вводной руководитель дает всей группе некоторое время (если нужно) для самостоятельной работы (подготовки), а затем последовательно ставит двух-трех офицеров в роль указанного во вводной должностного лица и приказывает приступить к действиям (работе). Напри­мер: «Командир взвода л-т Петров, доложить решение».


Слайд 21В зависимости от содержания учебных вопросов занятие может начинаться с уяснения

задачи, оценки обстановки, докладов самостоятельно принятых решений, отдачи распоряжений и т.д. или же с ввода обучаемых в определенную тактическую обстановку.

В ходе занятий руководителю очень важно правильно и своевременно реагировать на работу обучаемых. При заслушивании обучаемых следует воздерживаться от замечаний по содержанию доклада. Неточные формулировки нужно замечать и указывать на них по окончании доклада; заме­чания, относящиеся к искажению терминологии, названий населенных пунктов, к неправильному произношению отдельных слов, необходимо делать сразу. Если в ходе доклада видно, что обучае­мый не готов к нему, докладывает путано и не по существу, то уместно его прервать, указать на сла­бую подготовку к занятию и заслушать другого обучаемого.
Одним из сложных элементов работы руководителя является обучение принятию целесообраз­ных решений и их оценка. В ходе занятия не следует навязывать обучаемым свои решения. Если ре­шение, принятое большинством обучаемых, отличается от решения, намеченного руководителем, и в своей основе целесообразно, то необходимо внести поправки в план занятия и продолжать заня­тие в соответствии с решением обучаемых. Когда решение обучаемых явно не соответствует сло­жившейся обстановке, противоречит требованиям уставов и не обеспечивает достижения учебных рей занятия, руководитель должен выяснить, как обучаемые оценивают обстановку, чем обосно­вывают свои решения. Для этого целесообразно задать вопросы и при необходимости сообщить до­полнительные данные, которые позволят обучаемым более правильно оценить обстановку и прийти к целесообразному решению.


Слайд 22При заслушивании в ходе занятия докладов нескольких обучаемых часто выявляются различные

решения или мнения, из-за чего может появиться необходимость в их глубоком обсуждении. Такое обсуждение повышает интерес обучаемых и способствует сознательному усвоению изучаемых во­просов. Поэтому при наличии времени целесообразно разобрать спорный вопрос, но делать это вне оперативного времени, ограничивая выступления по времени. Не исключено, что и при добросове­стной подготовке обучаемые не смогут четко и ясно доложить или обосновать свои решения. В та­ком случае руководитель обязан выступить в роли того лица, в какой должности действуют обучае­мые, и представить свой вариант доклада решения и его обоснование.
В конце отработки каждого учебного вопроса вне оперативного времени подводится итог, т.е. произ­водится частный разбор. В нем руководитель оценивает работу обучаемых, указывает положительные и отрицательные стороны их действий и что надо сделать, чтобы устранить выявленные недостатки.
В конце отработки каждого учебного вопроса вне оперативного времени подводится итог, т.е. произ­водится частный разбор. В нем руководитель оценивает работу обучаемых, указывает положительные и отрицательные стороны их действий и что надо сделать, чтобы устранить выявленные недостатки.
При необходимости руководитель отвечает на возникшие вопросы.

Слайд 23Обстановка в ходе занятий для отработки последующая учебных вопросов наращивается на

ос­нове целесообразных решений, принятых обучаемыми. Создав обстановку для отработки нового учебного вопроса, надо дать обучаемым время (если это необходимо) для ее оценки и принятия ре­шения, а затем приступить к упражнению описанным ранее порядком.
Подготовка к разбору начинается в период подготовки занятия и продолжается в ходе его про­ведения. В разборе обычно последовательно излагается тема, учебные цели и учебные вопросы за­нятия, содержание тактического замысла занятия. Затем кратко анализируются наиболее характер­ные решения и действия обучаемых со ссылками на теоретические положения и требования руково­дящих документов. В заключение разбора обязательно указывается: степень усвоения данной темы «достижения целей, оценка работы обучаемых, выполняемых нормативов, вопросы для доработки, порядок подготовки к следующему занятию.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика