Сущность группового упражнения состоит в том, что обучаемые заблаговременно изучают литературу, исходную обстановку и готовятся к действиям в роли назначенных должностных лиц, а в ходе занятия обучаемые, объединенные в одну учебную группу, на фоне учебной обстановки по указанию руководителя занятия самостоятельно последовательно или одновременно упражняются в выполнении действий (решении задач) в указанной должности в отведенное время.
На групповых упражнениях могут использоваться и другие методы. Объяснение применяют при разборе и обосновании решений, показ (демонстрация) применяется обычно при отработке новых или слабо усвоенных вопросов или при проведении занятия со средствами имитации и обозначением.
Руководителем групповых упражнений обычно является командир (начальник) обучаемых. Групповые упражнения обычно продолжаются от 2 до 6 часов.
! Исходными данными для группового упражнения являются: тема, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время и продолжительность занятия, место проведения занятия, материальное обеспечение.
Часть исходных данных обычно определяется соответствующими планами и расписаниями занятий, а также указаниями командиров и начальников.
Тема занятия определяет основное содержание отрабатываемых вопросов. Они обычно охватывают организацию или управление действиями войск или же то и другое вместе взятое и определяются в соответствии с задачами оперативной (боевой) подготовки и степенью обученности обучаемых.
Тема может определять только действия командира или органа управления.
а) при изучении новых вопросов:
показать (ознакомить, дать понятие) обучаемым, как надо организовать или вести работу определенного должностного лица в данной обстановке;
научить организовывать действия частей (подразделений и т.д.) и управлять ими в ходе боевых действий;
б) при повторных занятиях:
тренировать (дать практику, привить или совершенствовать навыки) обучаемых в выполнении указанных действий.
Целью групповых упражнений, кроме того, могут быть углубление и закрепление знаний по изучаемой теме или проверка уровня подготовки обучаемых.
Количество вопросов на каждом занятии зависит от их содержания, а также от цели, продолжительности, места, методических особенностей занятия и уровня подготовки обучаемых. На отработку каждого учебного вопроса следует выделять такое время, которое обеспечивает полное усвоение учебного материала. Для отработки учебного вопроса необходимо время на доведение обстановки до обучаемых, на ее усвоение и оценку, на заслушивание докладов (распоряжений) нескольких обучаемых или на оформление документов, на разбор действий обучаемых, который проводится при подведении частного итога по учебному вопросу руководителем занятия.
План проведения занятия - основной документ руководителя занятия, который отображает, в какой обстановке и как руководитель отрабатывает тему и достигает поставленные учебные цели. План обеспечивает последовательность и целеустремленность проведения занятия. Разрабатывается план на карте, графически с легендой или текстуально с приложением карты (схемы) обстановки. Обычно план включает
исходные данные (тему, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время проведения занятия, материальное обеспечение);
Вводной называются данные о тактической обстановке и о боевых задачах на определенное оперативное время, сообщаемые обучаемым в ходе занятия для отработки учебного вопроса.
Вводные могут оформляться текстуально или на карте (схеме) с необходимыми пояснениями.
Каждая вводная на групповом упражнении должна содержать: оперативное время; данные обстановки для отработки учебного вопроса или его части; должность, местонахождение, а в отдельных случаях и характер действий того должностного лица, обязанности которого должны будут исполнять обучаемые; исполняемые должности обучаемыми и руководителем.
Важным элементом разработки порядка отработки учебного вопроса является определение времени, выделяемого обучаемым для самостоятельной работы. Лучшим способом является определение его в самой вводной, где могут быть даны прямые указания о сроке выполнения действий.
Тактическое задание разрабатывается, как правило, только для подготовки обучаемых к первому занятию; к последующим занятиям обучаемые готовятся по указанию руководителя или на основе дополнительных заданий, разрабатываемых по схеме тактического задания.
Подготовка руководителя группового упражнения складывается из теоретической и практической подготовки, начинается заблаговременно и проходит вплоть до занятия. Он должен изучить теоретические вопросы, раскрывающие требования современной военной науки, уставов, наставлений по данной теме группового упражнения, провести анализ и обобщить опыт подразделения (части, соединения). Практическая подготовка руководителя складывается из тренировки в выполнении приемов и способов, которые он хочет отработать с обучаемыми в ходе занятия.
Подготовка к занятию обучаемых сводится к самостоятельному изучению указанных руководств и пособий, к подготовке карт и нанесению на них исходной обстановки, к изучению задания и практическому его выполнению.
Затем проводится проверка подготовленности обучаемых к занятию. Руководитель занятия проверяет полноту и правильность нанесения обстановки и решений на карту, содержание необходимых записей, расчетов, знание организации вооружения, возможностей своих войск и войск противника, теоретических положений по изучаемой теме, наличие необходимого материального обеспечения. Для проверки знаний теоретических положений руководитель заранее намечает 2-3 контрольных вопроса в соответствии с содержанием данного занятия.
Например: «Оперативное время 8.30 30.7. Взвод, преследуя отходящего противника, при подходе к роще «Темная» остановлен сильным пулеметным огнем со стороны хутора Дубки. Командир взвода оценивает обстановку у моста через р. Голубая и принимает решение на выполнение боевой задачи. Все в должности командира взвода, я в должности командира роты. Время на работу 10 минут. К работе приступить».
В ходе занятий руководителю очень важно правильно и своевременно реагировать на работу обучаемых. При заслушивании обучаемых следует воздерживаться от замечаний по содержанию доклада. Неточные формулировки нужно замечать и указывать на них по окончании доклада; замечания, относящиеся к искажению терминологии, названий населенных пунктов, к неправильному произношению отдельных слов, необходимо делать сразу. Если в ходе доклада видно, что обучаемый не готов к нему, докладывает путано и не по существу, то уместно его прервать, указать на слабую подготовку к занятию и заслушать другого обучаемого.
Одним из сложных элементов работы руководителя является обучение принятию целесообразных решений и их оценка. В ходе занятия не следует навязывать обучаемым свои решения. Если решение, принятое большинством обучаемых, отличается от решения, намеченного руководителем, и в своей основе целесообразно, то необходимо внести поправки в план занятия и продолжать занятие в соответствии с решением обучаемых. Когда решение обучаемых явно не соответствует сложившейся обстановке, противоречит требованиям уставов и не обеспечивает достижения учебных рей занятия, руководитель должен выяснить, как обучаемые оценивают обстановку, чем обосновывают свои решения. Для этого целесообразно задать вопросы и при необходимости сообщить дополнительные данные, которые позволят обучаемым более правильно оценить обстановку и прийти к целесообразному решению.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть