Слайд 1
Тема 3. Перевозка воинских эшелонов железнодорожным транспортом.
Занятие 12. Крепление на
железнодорожных платформах колесных машин
Военные сообщения
Слайд 21. Получив приказ на перевозку, командир части обязан
2. Рекогносцировка, кем и
для чего организуется
3. Какие документы разрабатывает штаб части
4. В приказе командира части указывается
5. При подготовке к перевозке начальник эшелона обязан
6. К перевозке в воинской части подготавливается
7. Подготовка личного состава предусматривает
8. Подготовка военной техники заключается
9. Подготовка сил и средств для защиты, охраны и обороны эшелонов производится под руководством…
10. Когда и с какими данными НЭШ должен прибыть к военному коменданту станции
11. Что проводит при следовании на станцию погрузки, обратно в часть и во время нахождения на станции начальник эшелона
12. Кем составляется план погрузки эшелона
13. В ходе инструктажа должностных лиц начальник эшелона сообщает
14. Из каких разделов состоит план погрузки и кем они составляются
15. В маршрутном листе воинского эшелона указывается
16. Воинское оборудование крытых вагонов делится на ..
17. Для перевозки людей в четырехосном вагоне устраиваются нары…
18. Состав съемного воинского оборудования вагона для перевозки людей
19.
Слайд 3Учебный вопрос 1. Крепление на железнодорожных платформах колесных машин
Погруженная на подвижном
составе техника должна быть надёжно закреплена. Крепление техники должно обеспечивать устойчивость её в условиях действия различных нагрузок, возникающих при движении поезда и маневровой работе.
Установленные способы крепления учитывают нагрузки:
продольные горизонтальные инерционные силы, возникающие вследствие соударения вагонов при движении поезда, во время маневров, спуска с горок и в процессе торможения;
поперечные горизонтальные инерционные силы, возникающие при движении вагонов и при вписывании его в кривые участки пути;
вертикальные инерционные силы, вызванные ускорениями при колебаниях движущегося вагона;
сила ветра;
сила трения;
масса техники.
Слайд 4Крепление техники осуществляется с помощью материалов или приспособлений.
В качестве материалов для
крепления техники используется
мягкая термически обработанная (отожженная) круглая горячекатаная проволока диаметром 4 – 6 мм,
деревянные упорные, боковые и направляющие бруски,
распределительные подкладки, стойки,
гвозди диаметром 6 — 8 мм и длиной 150 —200 мм и строительные скобы длиной 250 — 300 мм с диаметром стержня 8 — 12 мм.
Все деревянные детали крепления должны изготавливаться из здоровой древесины хвойных или лиственных пород, за исключением ольхи, липы, осины и сухостойного дерева. В деталях крепления из твёрдых лиственных пород (дуб, граб) для гвоздей просверливают отверстия.
Упорные бруски должны иметь соответственную форму и размеры сечения, в зависимости от диаметра колеса (массы военной техники) (Рис.1). Длина бруска должна быть не менее ширины колеса (при двухскатных колёсах — не менее ширины обоих скатов) или не менее ширины гусениц (табл.1).
При расчётах крепления исходят из нагрузок, соответствующих скорости движения грузовых поездов, равной 90 км/ч.
Слайд 5 Размеры упорных брусков для крепления
колесной техники.
Слайд 6При перевозке воинских эшелонов железной дорогой предоставляются упорные, боковые и направляющие
бруски, распределительные прокладки, гвозди, скобы, а воинской частью − стойки и увязочная проволока.
К приспособлениям для крепления техники относятся металлические шпоры, упорные башмаки, струбцины, тросовые и цепные растяжки, универсальные многооборотные крепления (УМК), деревянные типовые упорные и боковые бруски, вкладыши.
Шпоры, башмаки, вкладыши применяются для крепления гусеничной техники, а типовые упорные и боковые бруски − для крепления колёсной техники
УМК могут применяться как для крепления колёсной (УМК-1К, УМК-2К, УМК-1АКМ, УМК-2КМ), так и гусеничной (УМК-1Г, УМК-2Г) техники.
Тросовые и цепные растяжки применяются взамен проволочных растяжек для крепления всех видов техники.
Струбцины и струбцины-растяжки применяются для крепления БМП.
Все приспособления для крепления техники предоставляет перевозимая воинская часть. Они являются табельной принадлежностью для машин и используются многократно.
Слайд 7Табельные растяжки: а – тросовая растяжка;
б – цепная растяжка
Многооборотные крепления
УМК для колесной техники: 1 - упор; 2 – фиксатор; 3 – штыри; 4 – рамка; 5 – основание; 6 – опорная плита.
Приспособления для крепления автомобильной техники
Типовые упорные и боковые бруски
Слайд 8Потребность материалов для крепления техники определяется заранее на основании установленных норм
и указывается в приложении к “Расчёту на перевозку воинской части железнодорожным транспортом” военный комендант одновременно уточняет потребность материалов для крепления и даёт задание НОД на их изготовление. При массовых перевозках потребность материалов сначала определяется ориентировочно (после получения плана перевозки) даётся предварительное задание НОД. Затем эта потребность уточняется.
Потребность материалов для крепления техники эшелона уточняется военным комендантом вместе с начальником эшелона.
Материалы, предоставляемые железной дорогой, доставляются к месту погрузки силами вагонного депо или ПТО по заявке военного коменданта. Крепление военной техники осуществляется экипажами или расчётами.
Оно должно производиться в точном соответствии с “Техническими условиями” и специальными указаниями МО и АО НК «КТЖ».
Слайд 9Существуют следующие общие правила, которые должны соблюдаться при креплении всех видов
техники.
- Проволочные растяжки должны ставиться таким образом, чтобы углы между растяжками и продольной осью (в плане) платформы, а также углы между растяжками и полом платформы (полувагона) не превышали 45°. Если такие углы обеспечить невозможно, то количество нитей в растяжках увеличивается выше нормы.
- Растяжки закрепляются на подвижном составе: у платформ − за торцевые и боковые сточенные скобы, увязочные устройства или кронштейны; у полувагонов - за увязочные косынки; на технике − за буксирные крюки, полуоси задних моторов, гусеницы, рамы и другие детали, которые не могут быть повреждены растяжкой и одновременно не могут вызвать её срез. При этом должна быть обеспечена сохранность бортов платформы от повреждений.
- Растяжки не должны касаться резиновых покрышек колёс машин и острых металлических деталей вагонов и машин. Нити проволоки в растяжках должны иметь одинаковую длину и натяжение, закручивают их ломиком.
- При закреплении деревянных деталей гвозди необходимо забивать отвесно к полу вагона. Гвозди должны иметь длину на 50 − 60 мм больше высоты деталей крепления с тем, чтобы при их закреплении гвозди пробивали доски вагонов. Минимальное расстояние между гвоздями показано на Рис.2.
Слайд 10Военная техника на подвижном составе может крепиться различными способами. Предпочтение должно
отдаваться беспроволочным способам крепления, при которых требуется меньше времени на крепление техники.
Крепление боевой техники на платформах и полувагонах производится водителями машин (экипажами, расчётами) под наблюдением и руководством командиров подразделений.
Способы крепления, наиболее распространённой военной техники можно разделить на три группы: гусеничных машин, автомобилей и артиллерии.
Крепление колёсных машин, установленных горизонтально на платформах осуществляется одним из следующих способов:
универсальными многооборотными креплениями (первый способ);
деревянными упорными брусками и проволочными (табельными) растяжками (второй способ);
типовыми деревянными упорными и боковыми брусками (третий способ).
Первый и второй способы применяют при перевозке в составе воинских эшелонов и транспортов колёсных машин массой до 40 т при наличии надёжно действующей тормозной системы и исправной ходовой части, второй способ, кроме того, применяют для закрепления машин без тормозов массой отдельных единиц до 10 т.
Третий способ применяют при перевозке на платформах с закрытыми бортами колёсных машин массой до 12 т при наличии надёжно действующей тормозной системы и исправной ходовой части и только в составе воинских эшелонов.
Слайд 11Запрещается закреплять по третьему способу прицепы, полуприцепы, автопоезда, автокраны, автомобили с
четырьмя и более осями, а также автомобили с резервуарами, залитыми легковоспламеняющейся жидкостью или сжиженными газами, а так же с разрядными грузами.
Все три способа могут применяться для колёсных машин, имеющих высоту центра массы над полом платформы не более 1,7 м.
Закрепление машин по первому способу производят комплектами универсальных многооборотных креплений (УМК-1К и УМК-2К).
Слайд 12Машины массой 15,1÷26 т – одним комплектом УМК-2К, а массой 26,1÷40
т – двумя комплектами УМК-2К.
Двухосные машины закрепляют четырьмя продольными упорами, которые устанавливают у колёс переднего и заднего мостов (спереди и сзади колёс) и четырьмя поперечными, устанавливаемыми под каждое колесо с внутренней (наружной) стороны.
Трёхосные машины закрепляют четырьмя продольными упорами (у колёс среднего и заднего мостов) и четырьмя поперечными (под колёса переднего и заднего мостов).
При закреплении 4-х-осной машины (типа МАЗ-543) двумя комплектами УМК-2К продольные упоры устанавливают у колёс первого и третьего мостов в одну сторону, второго и четвёртого – в противоположную. Поперечные упоры устанавливают под каждое колесо.
Во всех случаях продольные упоры устанавливают вплотную к колёсам, а поперечные – на расстоянии 15 – 20 мм от боковой поверхности покрышки (кроме случая перевозки машин над сцеплением платформ).
Слайд 13При втором способе крепления машины увязывают четырьмя проволочными табельными растяжками при
массе машины до 24 тонн, а машины до 40 тонн – восьмью растяжками.
Колёса в зависимости от массы подклиниваются четырьмя или восемью деревянными упорными брусками. При перевозке на одиночных платформах у трёхосных машин передние колёса подклиниваются с обеих сторон, а колёса среднего и заднего мостов – с наружной стороны. Колёса одиночных прицепов подклиниваются с двух сторон.
Слайд 14При размещении над сцеплением платформ у 2-х машин подклинивают только задние
колёса (с обеих сторон), а у трёхосных машин – только заднего и среднего мостов с наружных сторон.
Параллельно передним колёсам с наружных или с внутренних сторон на расстоянии 20 – 30 мм от боковой поверхности покрышек укладывают продольные направляющие бруски, каждый из которых прибивают при массе машины до 12 тонн – четырьмя гвоздями диаметром 6 мм, длинной 200 мм, при большей массе – шестью гвоздями.
Количество гвоздей, которыми прибивают упорные бруски, количество растяжек и число нитей проволоки в них определяется по табл. 16 приложения 15 к Наставлению. Если по конструктивным особенностям машины боковые борта платформы после погрузки не могут быть закрытыми, то каждую машину закрепляют от поперечного смещения боковыми брусками, которые прибивают к полу платформы с внутренней стороны всех колёс. Каждый брусок прибивают к полу платформы четырьмя гвоздями диаметром 6 мм, длиной 200 мм при массе машины до 12 т и восемью гвоздями при массе машины от 12 т до 40 т.
Слайд 15При креплении третьим способом типовые упорные бруски, подклинивающие колёса, укладывают длинной
стороной вдоль платформы, а боковые бруски – вплотную к боковой поверхности покрышек передних и задних колёс с наружной или внутренней сторон. Каждый упорный брусок прибивают к полу платформы шестью, а каждый боковой – четырьмя гвоздями диаметром 6 мм, длиной 200 мм.
Машины массой до 5,5 т закрепляют четырьмя упорными брусками, а массой 5,6÷12 т – восемью брусками.
Слайд 16Поворотная часть одиночных прицепов должна быть застопорена фиксатором, дышло (водило) прицепа
поднято и закреплено в вертикальном положении или опущено на пол платформы и закреплено двумя поперечными растяжками из проволоки диаметром 6 мм в две нити каждая.
Стрелы автокранов для ограничения раскачивания дополнительно закрепляют двумя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в две нити каждая, а стрелы экскаваторов – двумя растяжками в четыре нити каждая.
Закрепление автопоезда с помощью растяжек и упорных брусков:
1 – растяжка; 2 – упорный брусок
Автопоезда (автотягачи седельного типа с полуприцепами и автотягачи с прицепами) могут закрепляться по первому и второму способам.
Автопоезд, перевозимый в сцепленном состоянии, следует рассматривать и закреплять как две самостоятельные единицы.
Слайд 17Орудия наземной и зенитной артиллерии закрепляют, как колесные машины, любым из
перечисленных выше способов в зависимости от их массы.
По третьему способу артиллерийские системы разрешается закреплять только при перевозке воинскими эшелонами.
При перевозке орудий наземной и зенитной артиллерии при всех способах крепления сошник лафета орудия от разворота дополнительно закрепляют двумя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в две нити каждая, направленными поперёк пола платформы, стрела механической тяги зенитного орудия должна быть поднята и закреплена стопором (проволочной увязкой) в поднятом положении или опущена на пол платформы и закреплена от разворота двумя растяжками, как сошник наземной артиллерии.
Слайд 18Автомобили, погруженные на платформы в наклонном положении, закрепляют упорами УМК или
деревянными упорными брусками и проволочными (табельными) растяжками.
При закреплении автомобилей упорами УМК первый и последний горизонтально установленный автомобиль крепят, как это предусмотрено первым способом.
У каждого наклонно установленного автомобиля (кроме последнего) закрепляют продольными и поперечными упорами только задние колёса: один продольный упор устанавливают у каждого заднего колеса в одну сторону, другой продольный упор – у другого колеса в противоположную сторону.
У автомобиля, расположенного над сцеплением платформ и у последнего наклонно установленного, колёса заднего моста закрепляют продольными упорами с обеих сторон. Поперечные упоры во всех случаях устанавливают под все колёса наружной (внутренней) стороны.
Слайд 19При закреплении автомобилей деревянными упорными брусками и растяжками у первого горизонтально
установленного автомобиля задние колёса подклинивают упорными брусками с двух сторон, передние – с наружных сторон. У всех наклонно установленных автомобилей колёса задних мостов подклинивают с обеих сторон.
Горизонтально установленный автомобиль, первый и последний наклонно установленные автомобили дополнительно закрепляют четырьмя растяжками каждый. Автомобили, расположенные над сцеплением платформы закрепляют двумя растяжками, направленными в сторону позади стоящей машины.
При погрузке машины без тормозов массой до 2,7 т, кроме упорных брусков, каждую горизонтально и наклонно установленную машину закрепляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити каждая.
Слайд 20Крепление в полувагонах колёсных машин, установленных горизонтально.
Автомобили, прицепы, полуприцепы, бронетранспортёры или
орудия закрепляют в полувагонах шестью растяжками.
Дышло прицепа, а также стрела механической тяги зенитного орудия или сошник орудия наземной артиллерии от разворота закрепляют двумя поперечными растяжками.
Кроме того, смежные машины между собой связывают двумя увязками накрест из 6 мм проволоки.
Проволочные растяжки и увязки между машинами делают из проволоки диаметром 6 мм при массе машины (прицепа, орудия) до 3,3 т в две нити, при массе от 3,4 до 6,3 т – четыре нити.
Растяжки от разворота дышла и сошников – в две нити.
Крепление в полувагонах грузовых автомобилей, погруженных наклонным способом.
В полувагонах в наклонном положении размещают автомобили массой до 3,3т с исправными тормозами.
Горизонтально расположенную машину закрепляют шестью растяжками, а первый и последний наклонно установленные автомобили, а также автомобили, расположенные над сцеплением полувагонов – четырьмя растяжками из проволоки 6 мм в четыре нити каждая.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ТЕХНИКИ НА ОТКРЫТОМ
- ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ.
Размещение военной техники на открытом подвижном составе должно производиться с соблюдением необходимых правил, обеспечивающих безопасность движения поезда с эшелоном, сохранность перевозимой техники, а также наилучшее использование грузоподъёмности и вместимости подвижного состава.
Требования к размещению техники.
1. Техника, погруженная и закрепленная на платформах с учетом маскировки, должна размещаться в пределах установленного габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совпадения в одной вертикальной плоскости продольных осей вагонов и пути.
2. Выход техники за пределы лобового бруса платформы не должен превышать 400 мм.
3. Масса погруженной техники не должна превышать грузоподъёмность подвижного состава с учётом допускаемого перегруза.
4. Нагрузка на каждую тележку должна распределятся равномерно. Разница в загрузке тележек не должна превышать :
четырехосных вагонов - 10 т.
шестиосных вагонов - 15 т.
восьмиосных вагонов - 20 т.
Одновременно необходимо, чтобы нагрузка, передаваемая на каждую тележку этих вагонов, не превышала половины грузоподъемности, установленной для вагонов данного типа с учетом допускаемого перегруза.
Слайд 22База вагона
5. Колёсные и гусеничные машины должны устанавливаться симметрично относительно продольной
и поперечной оси платформ (полувагонов).
Смещение общего центра тяжести погруженных машин от вертикальной плоскости, проходящей через поперечную ось платформы, допускается не более чем на 1/8 длины базы[1] платформы, а от вертикальной плоскости, в которой находится продольная ось вагона, не более 100 мм.
[1] База платформы – расстояние между шкворнями тележек (9,7 м).
Слайд 236. При размещении на платформах или сцепе из платформ колесных и
военных гусеничных машин должны быть соблюдены минимальные зазоры между ними:
При размещении на одной платформе или в одном полувагоне гусеничных (гусеничной и колёсной) машин между ними должны быть оставлены зазоры не менее 100 мм.
Если гусеничные машины будут крепиться с помощью УМК, шпор или металлических упорных башмаков и деревянных вкладышей, то зазор должен быть не менее 220 мм.
Слайд 24При размещении на одной платформе колёсных машин между ними должен быть
зазор не менее 50 мм. Если колёсные машины размещаются над сцеплением платформ (полувагонов), то зазор со стороны радиатора машины, установленной над сцеплением, должен быть не менее 270 мм, а с противоположной стороны – не менее 50 мм.
Если со стороны машины, погруженной над сцеплением, расположена гусеничная машина, закреплённая шпорами или металлическими башмаками и деревянными вкладышами, то зазор между ними должен быть не менее 440 мм.
Слайд 25Уплотнённое размещение техники.
В целях лучшего использования грузоподъёмности и вместимости подвижного состава
применяют следующие способы уплотнённого размещения техники:
– размещение на сцепы платформ или полувагонов;
– наклонная погрузка порожних грузовых автомобилей;
– размещение в два яруса;
– размещение военной техники с заходом друг за друга выступающих деталей и узлов;
При размещении на сцепах отдельные машины размещаются над сцеплением платформ (полувагонов). Над сцеплением могут устанавливаться только колёсные машины. Последний мост этих машин должен быть выключен
Не разрешается устанавливать над сцеплением платформ (полувагонов) автоцистерны и топливозаправщики, залитые легковоспламеняющимися жидкостями и сжиженными газами, машины с разрядными грузами, четырёхосные автомобили и бронетранспортёры, автокраны и экскаваторы.
Как размещение на сцеп рассматривается размещение автомашины, когда она выходит за лобовой брус более чем на 400 мм.
Слайд 26Наклонно могут грузиться только порожние грузовые автомобили. Наклонная погрузка может производиться
как на одиночные платформы (полувагоны), так и на сцеп (обычно не более 5 – 6 платформ).
При подготовке машин к погрузке наклонным способом открываются задние борта, снимаются и отдельно закрепляются металлические дуги каркаса, брезент и боковые сидения. Топливные баки машин должны быть залиты горючим не более чем на 1/3. В кузовах автомашин не должно быть никаких предметов.
Наклонная погрузка может производиться своим ходом с использованием въездных трапов, кранами, автопогрузчиками с крановыми стрелами и комбинированным способом – своим ходом и кранами.
Первый автомобиль устанавливается горизонтально, остальные наклонно. При выгрузке своим ходом последний автомобиль для обеспечения удобства выгрузки также должен устанавливаться горизонтально.
Расстояние между радиатором и кабиной водителя наклонно погруженных автомобилей должно быть не менее 50 мм, а для автомобилей, погруженных над сцеплением – не менее 270 мм.
Размещение в два яруса заключается в том, что автомобили небольших размеров размещаются в кузовах машин, имеющих большие габариты. При этом должно обеспечиваться точное размещение машин по отношение к продольной оси подвижного состава. В противном случае возможен выход погруженного в кузов автомобиля за габарит погрузки.
Способ размещения техники на подвижном составе с заходом друг за друга выступающих частей или узлов применяется при погрузке артиллерии, кранов и некоторой другой техники.
Слайд 27Орудия наземной артиллерии, кроме орудий крупных калибров, на одиночных платформах и
на сцепах могут устанавливаться по-разному:
вдоль продольных осей стволами в одну стороны или навстречу;
под углом к продольной оси;
с заходом друг на друга стволов, лафетов и других частей.
Выбор способа размещения зависит от конструкций и размеров орудий, их количества и типа подвижного состава с таким расчётом, чтобы вместимость последнего использовалась наиболее полно.
Миномёты, мотоциклы размещаются или на отдельных платформах (в полувагонах), или на свободной площади пола платформ (полувагонов), занятых другой техникой, а также могут грузиться в кузова автомашин.
Из изложения видно, что способы уплотнённой погрузки могут применяться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
При перевозке войск широкое применение могут найти все способы, за исключением наклонной погрузки и размещения в 2 яруса, которые применяются только при перевозке автомобильных подразделений на уборку урожая. Это объясняется тем, что при перевозках войск транспортные машины перевозятся в груженном состоянии и должны быть всегда готовы к выгрузке. Кроме того, наклонная погрузка и выгрузка требует больших затрат времени, что не всегда допустимо.