Слайд 1Военная кафедра
Учебная дисциплина
«Устройство бронетанковой техники»
по военно-учетной специальности
«Эксплуатация и ремонт электро-
и спецоборудования и автоматики бронетанковой техники»
Доцент кафедры
подполковник запаса
Брусникин Евгений Владимирович
Слайд 34 семестр обучения:
Изучается общее устройство, боевая и техническая характеристика танка.
Занятия:
лекции – 2 часа;
практические занятия – 2 часа;
- самостоятельная подготовка под руководством
преподавателя – 2 часа.
Итого: 6 часов.
Порядок изучения дисциплины.
Слайд 45 семестр обучения:
Изучается устройство и работа силовой установки и трансмиссии танка,
устройство и порядок регулировки приводов управления трансмиссией.
Занятия:
- групповые занятия – 16 часов;
- практические занятия – 12 часов;
- контрольная работа – 2 часа;
- самостоятельная подготовка под руководством
преподавателя – 15 час.
Итого: 45 часов.
Порядок изучения дисциплины.
Слайд 57 семестр обучения:
Изучается порядок подготовки танка к преодолению водной преграды, устройство
и порядок использования оборудования для самоокапывания.
Занятия:
- групповые занятия – 2 часа;
- практические занятия – 2 часа;
- самостоятельная подготовка под руководством
преподавателя – 2 часа.
Итого: 6 часов.
Всего за курс обучения – 57 часов.
лекции – 2 часа;
групповые занятия – 18 часов;
практические занятия – 16 часов;
контрольная работа – 2 часа;
самостоятельная подготовка под руководством
преподавателя – 19 часов.
Порядок изучения дисциплины.
Слайд 6Тема № 1. Общее устройство, боевая и техническая характеристика танка.
Порядок
прохождения темы:
Занятие №1. «Общее устройство, боевая и техническая
характеристика танка».
Слайд 7Учебные цели:
Ознакомить с историей развития мирового и отечественного танкостроения.
Изучить общее
устройство и компоновку танка, расположение основного оборудования и вооружения танка.
Изучить размещение люков, лючков и пробок на корпусе и днище танка.
Слайд 8Учебные вопросы:
Краткая история танкостроения.
Назначение, боевая и техническая характеристика танка.
Общее устройство танка.
Слайд 91 Учебный вопрос.
Краткая история танкостроения.
Слайд 10Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
Первые советские танки (1920-1931 гг.).
Период
создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Период послевоенного танкостроения:
первое послевоенное поколение (1945 - 1960 гг.);
второе послевоенное поколение (1960 - 1990 гг.);
третье послевоенное поколение (1990 г. и по настоящее время).
Периоды развития отечественного танкостроения.
Слайд 11Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
В 1914 году разработана,
а в 1915 г. построена бронированная колесно-гусеничная машина
Масса машины 3,5-4 т.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение – пулеметное.
Бронирование -противопуль –
ное.
Двигатель мощностью 15 кВт.
Трансмиссия – планетарная.
Комбинированный колесно -
гусеничный движитель (одна гусеница
и два управляемых колеса).
Максимальная скорость 25 км/ч.
«Вездеход» Пороховщикова А. А.
Первые опытные образцы английских танков появились в сентябре 1915г., французские в 1916г., но они все уступали «Вездеходу».
Слайд 12Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
Проект сверхтяжелого танка.
Разработан проект –
в 1915 – 1916 году Менделеевым В.Д.
Масса - 170 т.
Экипаж - 8 человек.
Пушка - 120-мм.
Пулемет – 7,62 мм. установленный
во вращающейся башне.
Максимальная скорость – 24 км/ч.
Подвеска – пневматическая.
бронирование – противо-
снарядное 100-150 мм.
предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги.
Слайд 13Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
Масса - 40 т.
Передние
колеса - диаметром 9 м.
Заднее колесо меньшего диаметра – для управления.
Из-за технического несовершенства разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 г. был разобран.
Построен летом 1917 г. под руководством инженера Лебеденко Н. Н.
Колесный танк
Слайд 14Несмотря на наличие подробно разработанных проектов и опытных образцов, представленных на
много раньше, чем за границей, царская армия в годы первой мировой войны танков не имела.
Это объясняется реакционностью прогнившего царизма, низким уровнем промышленного развития дореволюционной России, засильем иностранного капитала, продажностью и безразличием царских чиновников к судьбе Родины. Не удивительно, что массовое производство танков и их применение на полях сражений в годы первой мировой войны было осуществлено не в русской, а в английской, а затем и во французской армиях.
Впервые танки были применены английской армией на западном фронте в сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме (49 танков). Применение танков готовилось в строгой секретности. Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары – емкости, по английски «tank». Отсюда и пошло их название.
Слайд 15В марте 1919 г.части РККА захватили несколько французских танков «Рено». Один
из них отправили в Москву в качестве подарка В. И. Ленину. В конце апреля 1919 г. в Москву привезли еще один танк.
В конце 1919 г. трофейный танк «Рено» поступает на Сормовский завод «Красное Сормово». как образец для создания первого советского танка.
Слайд 16Первый захваченный французский танк «Рено».
«Секретно Москва, 1 декабря 1920 г.»
Председателю Совета Народных
Комиссаров товарищу Ленину.
«Совет военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 – с пулеметами, 1 – с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или15 танков)».
Слайд 18Танк «Рено русский».
Боевая масса 7 т.
Экипаж 2 человека.
Бронирование
– 8 -16 мм.
Вооружен 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.
Карбюраторный двигатель АМО мощностью 33,5 л.с. (24,6 кВт).
Максимальная скорость 8,5 км/ч.
Первые советские танки (1920-1931 гг.).
Всего было построено 17 танков и каждый со своим названием.
Слайд 19Танк Т-18,
более известный как танк МС-1.
Экипаж 3 человека.
Боевая
масса 5,5 т.
Бронирование – 8 -16 мм.
Пушка – 37-мм.
Пулемет – 1(один) 7,62-мм.
Карбюраторный двигатель АМО
мощностью 33,5 л.с. (24,6 кВт).
Максимальная скорость 22 км/ч.
Первые советские танки (1920-1931 гг.).
Принят на вооружение в 1927 году.
С 1927-1931гг. построено более 900 танков.
Слайд 20Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Легкий советский танк Т-26
(образца 1931 г.).
Боевая масса – 8,2 т.
Экипаж – 3 человека.
Броневая защита – 13-15 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (1 один -2 два).
Максимальная скорость – 30 км/час.
Запас хода по шоссе – 100-140 км.
Слайд 21Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Боевая масса – 3,2
т.
Экипаж – 2 человека.
Броневая защита – 8 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (1 один).
Запас хода по шоссе – 230 км.
Максимальная скорость
по шоссе – 40 км/час.
при движении на плаву – 6 км/час.
Плавающий танк Т-37 (принят на вооружение в 1932 году).
Слайд 22Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Легкий советский танк Т-26
(образца 1933 г.).
Боевая масса – 9,6 т.
Экипаж – 3 человека.
Броневая защита – 13-15 мм.
Мощность двигателя – 90 л.с.
Пушка – 45 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (1 один -2 два).
Максимальная скорость – 30 км/час.
Запас хода по шоссе – 100-140 км.
Слайд 23Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Танкетка Т-27 (принята на
вооружение 13 февраля 1931 года).
Боевая масса – 2,7 т.
Экипаж – 2 человека.
Броневая защита – 6-10 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (1 один).
Максимальная скорость – 40 км/час.
Слайд 24Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Легкий колесно-гусеничный быстроходный танк
БТ-7
(принят на вооружение в 1935 году).
Боевая масса – 13 т.
Экипаж – 3 человека.
Броневая защита – 15 мм.
Пушка – 45 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (2 два).
Скорость движения:
на колесах – 73 км/час.
на гусеницах – 53 км/час.
Запас хода:
на колесах - 500 км.
гусеницах - 375 км.
Слайд 25Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Средний танк Т-28 (принят
на вооружение в 1932 году).
Боевая масса – 27,8 т.
Экипаж – 6 человек.
Броневая защита – 20-30 мм.
Пушка – 76,2 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (4 четыре).
Максимальная скорость – 45 км/час.
Слайд 26Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Тяжелый танк Т-35 (принят
на вооружение в 1933 году).
Боевая масса – 50 т.
Экипаж – 11 человек.
Броневая защита – 20-30 мм.
Высота – 4 метра.
Пушка – 1(одна) – 76,2 мм. и 2(две) – 45 мм.
Пулемет – 7,62 мм. – 6(шесть).
Максимальная скорость – 29 км/час.
Длинна – 10 метров.
Слайд 27Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
В эти годы была
выработана классификация танков.
В основу классификации положен весовой признак:
легкие танки - массой до 20 т;
средние танки - массой от 20 до 40 т;
тяжелые танки - массой свыше 40 т.
Слайд 28Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945
гг.).
Легкий танк Т-70 (принят на вооружение в 1942 году).
Боевая масса 9,8 т.
Экипаж 2 человека.
Бронирование – 25 - 40мм.
Вооружение – пушка – 45 мм. и пулемет – 7,62 мм.
Максимальная скорость 45 км/ч.
Слайд 29Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945
гг.).
Средний танк Т-34-76 (принят на вооружение в 1939 году).
Боевая масса 28,5 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 20 - 65 мм.
Вооружение – пушка – 76,2 мм. и пулемет – 7,62 мм. (2 два)
Максимальная скорость 55 км/ч.
Слайд 30Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945
гг.).
Средний танк Т-34-85 (принят на вооружение в 1943 году).
Боевая масса 32 т.
Экипаж 5 человек.
Бронирование – 20 – 90 мм.
Вооружение – пушка – 76,2 мм. и пулемет – 7,62 мм. (4 четыре)
Максимальная скорость 34 км/ч.
Слайд 31Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945
гг.).
Тяжелый танк КВ -1 (принят на вооружение в 1939 году).
Боевая масса 47,5 т.
Экипаж 5 человек.
Бронирование – 30 – 75 мм.
Вооружение – пушка – 76,2 мм. и пулемет – 7,62 мм. (4 четыре)
Максимальная скорость 34 км/ч.
Слайд 32Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945
гг.).
Тяжелый танк КВ -2 (принят на вооружение в начале 1940 года).
Боевая масса 52 т.
Экипаж 6 человек.
Бронирование – 30 - 75мм.
Вооружение – пушка – 152,4 мм. и пулемет – 7,62-мм. (3 три).
Максимальная скорость 35 км/ч.
Слайд 33Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945
гг.).
Тяжелый танк ИС-2 (принят на вооружение в 1943 году).
Боевая масса 46 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 20 – 160 мм.
Вооружение – пушка – от 85 мм. до 122 мм.(в зависимости от модификации) и пулемет – 7,62 мм. (3 три).
Максимальная скорость 37 км/ч.
Слайд 34Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945
гг.).
САУ ИСУ-152 (принята на вооружение в 1943 году).
Боевая масса 46 т.
Экипаж 5 человек.
Бронирование – 60 – 90 мм.
Вооружение – пушка – 152 мм.
Максимальная скорость 35 км/ч.
Слайд 35Период послевоенного танкостроения.
Первое послевоенное поколение (1945 – 1960 гг.).
Тяжелый танк Т-10
(принят на вооружение в 1954 году).
Боевая масса 50 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – до 200 мм.
Вооружение – пушка – 122 мм. и пулемет – 14,5 мм. (2 два).
Максимальная скорость 50 км/ч.
Слайд 36Период послевоенного танкостроения.
Первое послевоенное поколение (1945 – 1960 гг.).
Средний танк Т-54
(принят на вооружение в 1950 году).
Боевая масса 36 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 100 – 200 мм.
Вооружение – пушка – 100 мм. и пулемет – 7,62 мм. (1 один)и 12,7 мм. (1 один).
Максимальная скорость 50 км/ч.
Слайд 37Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Средний танк Т-62
(принят на вооружение в 1961 году).
Боевая масса 37,5 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 46 – 242 мм.
Вооружение – пушка – 115 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 37 км/ч.
Слайд 38Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Средний танк Т-64
(принят на вооружение в 1967 году).
Боевая масса 42,4 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – 30 – 450 мм. (комбинированная).
Вооружение – пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Слайд 39Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Средний танк Т-72
(принят на вооружение в 1973 году).
Боевая масса 44,5 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – комбинированная броня.
Вооружение – пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Слайд 40Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Средний танк Т-80
(принят на вооружение в 1976 году).
Боевая масса 46 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – комбинированная броня.
Вооружение – пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 70 км/ч.
Слайд 41Период послевоенного танкостроения.
Третье послевоенное поколение (1990г. – по настоящее время).
Средний танк
Т-90 (принят на вооружение в 1993 году).
Боевая масса 46,5 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – комбинированная броня.
Вооружение – пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Слайд 42Период послевоенного танкостроения.
Первое послевоенное поколение (1945 – 1960 гг.).
Плавающий танк ПТ-76
(принят на вооружение в 1951 году).
Боевая масса 14 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – 6 – 20 мм.
Вооружение – пушка – 76,2 мм. и пулемет – 7,62 мм.
Максимальная скорость: по шоссе – 44 км/ч.
на плаву – 12 км/ч.
Слайд 43Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Боевая машина пехоты
БМП-1 (принята на вооружение в 1966 году).
Полная боевая масса – 13 т.
Боевой расчет (экип.+ дес.) – 3+8 чел.
Скорость движение: по шоссе – 65 км/ч.
на плаву – 7 км/ч.
Запас хода – 550 – 600 км.
Вооружение:
пушка – 73 мм. гладкоствольная.
пулемет – 7,62 мм. (1 один).
ПТУР – 9М14М.
Слайд 44Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Боевая машина пехоты
БМП-2 (принята на вооружение в 1985 году).
Полная боевая масса – 14 т.
Боевой расчет (экип.+ дес.) – 3+7 чел.
Скорость движение: по шоссе – 65 км/ч.
на плаву – 7 км/ч.
Запас хода – 550 – 600 км.
Вооружение:
пушка – 30 мм. автоматическая.
пулемет – 7,62 мм. (1 один).
ПТУР – 9М111М2, 9М113.
Слайд 45Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Боевая машина пехоты
БМП-3 (принята на вооружение в 1987 году).
Полная боевая масса – 18,7 т.
Боевой расчет (экип.+ дес.) – 3+7 чел.
Скорость движение: по шоссе – 70 км/ч.
на плаву – 10 км/ч.
Запас хода – 600 км.
Вооружение:
орудие-пусковая установка – 100 мм.
пушка – 30 мм. автоматическая.
пулемет – 7,62 мм. (3 три).
ПТУР – 9М1112.
Слайд 462 Учебный вопрос.
Назначение, боевая и техническая характеристика танка.
Слайд 47Танк Т-72 – является боевой гусеничной машиной, имеющей мощное вооружение, надежную
броневую защиту и высокую маневренность.
Танк предназначен для поражения огнём прямой наводки с места и с ходу различных целей на поле боя в условиях непосредственного огневого контакта с противником.
Слайд 48Боевая и техническая характеристика танка.
Тип танка………………………………………………………………………………… Основной.
Боевой вес, т. ……………………………..……………………………………..……41 тонна.
Экипаж,
человек………….……………………………………………………..……3
Среднее удельное давление, кгс/см2……………………………………..0,83
Основные размеры (мм):
Длина с пушкой вперёд……………………………………………………….…………..….9530
Длина с пушкой назад…………………………………………………….………..………….9670
Длина корпуса (по грязевым щиткам)…………………………………………..……6860
Ширина танка (по бортовым экранам)………………………….……………………3590
Ширина танка (по гусеницам)………………………………………………………..……3370
Высота танка (по крыше башни)………………………………………………..……….2190
Длина опорной поверхности…………………….…………………………………………4270
Дорожный просвет (по основному днищу)………………………………………..470
Дорожный просвет (по выштамповкам)…………………………………………….428
Эксплуатационные данные (для одиночного танка)
Скорости движения, км/ч: - по грунтовой дороге…………………..………..35-40
- по шоссе…… до 50…. max. – 60 км/ч.
Расход ГСМ и запас хода
Расход топлива на 100 км пути, л: - по грунтовой дороге…………….……260-450
- по шоссе…………………………..…………240
Расход масла на 100 км пути, л: - по грунтовой дороге…………………..…3-10
Запас хода по топливу, км: - по грунтовой дороге ………………………..…..460-650
- по шоссе……………………............................700
Слайд 49Боевая и техническая характеристика танка.
Преодолеваемые препятствия:
Максимальный угол подъема, град……………………………………………………..……..30
Максимальный угол
крена, град……………………………………………..…………………..25
Ширина рва, м………………………………………………………………..…………………..2,6 – 2,8
Высота стенки, м……………………………………………………………………..…………………..0,85
Глубина брода (без предварительной подготовки танка), м. ………………….. 1,2
Глубина брода (с подготовкой за 5 мин.), м. ……………................................1,8
Водные преграды с использованием ОПВТ при скоростях течения до 1,5 м/с, м.:
- ширина…………………................................................................................... До 1000
- глубина………………….......................................................................................5
Вооружение:
Пушка (калибр, тип, марка)…………………………125-мм, гладкоствольная 2А46.
Боевая скорострельность, выстр. /мин:
- при автоматическом заряжании…..до 8 - при ручном заряжании…. До 2.
Применяемые типы снарядов…. Бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные.
Заряжание………………………………………………………………………………….Раздельное.
Боекомплект, арт. выстрелов……………………………………………………..44
Пулемет, спаренный с пушкой (количество, марка, калибр)… ПКТ; 7,62-мм.
Боекомплект, патронов, шт……………………………………………………….2000
Боевая скорострельность, выстр./мин……………………………………..до 250
Зенитный пулемет (количество, марка, калибр)……………………..НСВТ; 12,7-мм.
Боекомплект, патронов, шт……………………………………………………….300
Слайд 50Боевая и техническая характеристика танка.
Двигатель
Тип………Четырехтактный, многотопливный дизель с жидкостным охлаждением.
Марка…………………………………………………………………...
В-46-6.
Расположение цилиндров……………………………………. V-образное под углом 60º.
Максимальная мощность при 2000 об/мин, л.с. … 780
Мах. частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин.
....................................................................................не выше 2300
Мin. устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин.
………………………………………………………………………………….не выше 800
Масса сухого двигателя с установленными выпускными коллекторами и МЦ-1, кг.
……………………………………………………………………………….…980
Порядок работы цилиндров ………………………….. 1л,6п,5л,2п,3л,4п,6л,1п,2л,5п,4л,3п.
Гарантийный срок работы, моточас. ……………………..500
Нагнетатель
Тип……………………………………………………………Центробежный с механическим приводом.
Марка……………………………………………………..Н-24
Система питания воздухом
Тип воздухоочистителя………………………………………. Двухступенчатый с эжекционным
удалением пыли из пылесборника.
Количество циклонов (кассет), шт. ………………………………..96 (3)
Слайд 51Боевая и техническая характеристика танка.
Система питания топливом
Применяемые топлива: - для летней
эксплуатации……….. Дизельное топливо марки
Л-0,2 или З-0,2 минус 35.
- для зимней эксплуатации ……… Дизельное топливо марки
З-0,2 минус 35 или
З-0,2 минус 45 или А-0,2.
- всесезонно при отсутствии ДТ….. Топлива марок ТС-1, Т-1, Т-2,
бензин марки А-72
(неэтилированный)
или их смеси.
Вместимость системы питания, л:
- с бочками 2x275 л…………...….....................................1750
- с бочками 2х200 л………….…………………………………………1600
Вместимость топливных баков, л: - внутренних …………................................705
- наружных (без бочек)………………………….495
Система охлаждения:
Тип……………………………….. Жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией ОЖ
и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором.
Заправочная вместимость системы, л …………………………………………………………90
Применяемые охлаждающие жидкости: - летом…………… Вода с трехкомпонентной
присадкой.
- зимой…………..НОЖ-40 или НОЖ-65.
Вентилятор………………………………………… Центробежный с дисковым фрикционом.
Слайд 52Боевая и техническая характеристика танка.
Ходовая часть
Движитель
Тип движителя………………….…… Гусеничный с задним расположением
ведущих колес.
Тип гусеницы……………… Металлическая с РМШ или ОМШ и цевочным зацеплением.
Количество траков в каждой гусенице, шт……………….……………………………………97
Ширина гусеницы, мм…………………………………………………………………………………...580
Шаг зацепления гусеницы, мм………………………………………………………………………137
Масса одной гусеницы, кг: - с РМШ………1780 - с ОМШ…………..1438
Масса одного трака, кг: - с РМШ………16,648 - с ОМШ……………13,1
Тип ведущих колес……………………………………….……… С двумя съемными венцами.
Количество зубьев венца ведущего колеса, шт…………………………………………..14
Масса ведущего колеса, кг…………………………………………………………………………….193
Тип направляющих колес……………………………………………. Цельнометаллические литые.
Масса направляющего колеса в сборе с кривошипом, кг…………………………..197
Тип опорных катков……………………………….. Двухдисковые с наружной амортизацией.
Количество опорных катков, шт…………………………………………………………………...12
Масса опорного катка, кг……………………………………………………………………………….177
Тип поддерживающих катков……………Однобандажные с внутренней амортизацией.
Количество поддерживающих катков, шт…………………………………………………….6
Масса поддерживающего катка, кг………………………………………………………………..31
Слайд 533 Учебный вопрос.
Общее устройство танка.
Слайд 54Общее устройство танка.
Корпус.
Башня.
Ходовая часть.
Силовая установка.
Трансмиссия.
Комплекс вооружения и управления огнем.
Электрооборудование.
Средства связи.
Специальное оборудование
( ОПВТ, ТДА, ППО, защиты от ОМП, система пуска дымовых гранат).
Возимый комплект ЗИП.
Слайд 55Корпус и башня предназначены – для размещения и защиты экипажа, вооружения,
агрегатов и механизмов от поражения огнем противника.
Корпус – сварной, состоит: :
носовая часть -1; два борта – 2; кормовая часть – 3; днище – 4;
вентиляторная перегородка – 6; моторная перегородка силового отделения – 7; крыша корпуса – 5.
Слайд 56Люки корпуса – предназначены для доступа к агрегатам и узлам машины
во время проведения работ по техническому обслуживанию, а также для заправки машины на корпусе имеются лючки. Крышки и пробки лючков уплотнены резиновыми прокладками круглого и прямоугольного сечения.
Слайд 57Расположение люков на крыше корпуса.
1. Люк механика-водителя.
2. Отверстие для воздухозаборного устройства.
3.
Вентиляционный лючок.
4. Лючок доступа к датчику топливомера
5. Лючок доступа к заливной горловине внутренних топливных баков.
10. Лючок доступа к расширительному бачку системы охлаждения.
6. Отверстие для прохода воздуха к сепаратору нагнетателя.
7. Лючок воздухопритока над воздухоочистителем.
8. Лючок доступа к заливной горловины пополнительного бака системы смазки двигателя.
9. Лючок доступа к заливной горловине радиатора.
Слайд 58Расположение люков на днище корпуса.
1. Пробка слива воды.
2. Люк запасного выхода.
3.
Лючок для доступа к сливной пробке под передним баком-стелажом.
4. Пробка слива воды.
5. Лючок для доступа к сливной пробке под средним баком-стелажом.
6. Лючок для доступа к месту крепления правой передней опоре двигателя.
7. Лючок выпуска продуктов сгорания из подогревателя.
8. Пробка слива воды.
9. Лючок для монтажа и демонтажа вала привода остановочного тормоза.
10. Лючок доступа к сервомеханизму привода остановочного тормоза.
Слайд 59Расположение люков на днище корпуса.
11. Лючок доступа к сливной пробке гитары.
12.
Лючок доступа к сливному клапану бака системы смазки двигателя.
13. Пробка для слива воды.
14. Лючок доступа к болтам крепления фрикциона вентилятора.
16. Пробка для слива воды.
15. Лючок доступа к сливному клапану бака системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
17. Люк под двигателем.
18. Лючок доступа к сливному отверстию под гидравлическим механизмом поворота башни.
19. Лючок доступа к сливному отверстию под левым носовым топливным баком.
Слайд 60По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три отделения:
отделение управления, боевое отделение и силовое отделение.
Слайд 61Отделение управления.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса. Оно ограничено
справа правым топливным баком, и баком-стеллажом, слева – левым топливным баком, щитом контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади – вращающимся транспортером автомата заряжания.
Педаль привода остановочного тормоза
Педаль сцепления
Педаль подачи топлива
Ручка стопора сиденья м/в
Рукоятка привода ручной подачи топлива
Гирополукомпас ГПК-59
Топливораспределительный кран
Защитная крышка АБ
Щит контрольных приборов м/в
Пульт управления дорожной сигнализацией
Баллон для сжатого воздуха
Ручка защелки педали остановочного тормоза
вентилятор
Прибор наблюдения м/в ТНПО-168В
Плафон освещения
Выносной пульт с сигнальными лампами
манометр
Клапан системы пуска двигателя
Рукоятка крышки люка м/в
Кран ГПО прибора наблюдения
Рычаг избирателя передач
Рукоятка привода жалюзи
Рычаг управления правый
Пульт П-11-5 системы ППО
Слайд 62Силовое отделение .
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. Компоновка
отделения выполнена с поперечным расположением двигателя, смещенного к левому борту.
Слайд 63
Боевое отделение – расположено в средней части танка и отделено перегородкой
от силового отделения.
Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно.
Башня – представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша и защитная головка для защиты танкового прицела-дальномера.
Справа от пушки расположено рабочее место командира танка, слева – наводчика. Справа на пушке установлен пулемет ПКТ.
Боевое отделение.
Слайд 641 - наружное уплотнение;
2 - неподвижный погон;
3 - шарик;
4
- днище башни;
5 - подвижный погон;
6 - резиновые амортизаторы;
7 - внутреннее
уплотнение;
8 - крыша корпуса;
9 - уплотнительное
кольцо;
10 - башня танка.
Шариковая опора башни танка Т-72.
Башня устанавливается на корпусе танка на специальной шариковой опоре верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса.
Состоит:
Слайд 65В башне установлены 125-мм танковая пушка 2А46, автомат заряжания и приборы
комплекса управления огнем.
Слайд 66В башне установлены 125-мм танковая пушка 2А46, автомат заряжания и приборы
комплекса управления огнем.
Слайд 67Справа от сиденья командира расположено ограждение (1)
и установлен 7,62 мм.
пулемет (2).
Слайд 68Командирская башенка с люком и зенитно-пулеметной установкой расположена в крыше баши
над сиденьем командира.
Слайд 69В корме башни расположены люк для выброса поддонов (1),
антенный ввод
(2) подпоромер (3).
Слайд 70Место командира.
Прибор наблюдения командира танка ТКН-3
Прибор наблюдения командира ТНПО-160
Распределительный щиток правый
Радиостанция
Пульт
загрузки
Блок питания радиостанции
Аппарат ТПУ
Слайд 71Место наводчика.
Ночной танковый прицел ТПН-3-49
Танковый прицел-дальномер ТПД-К1
Подъемный механизм пушки
Ручной механизм поворота
башни
Азимутальный указатель
Стопор башни
Индикатор количества выстрелов
Щиток распределительный левый
Слайд 72Литература:
Танк Т-72. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
М., Воениздат,1986 г., кн. 1, стр. 6-37.
Танк Т-72. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Воениздат, 1989 г., кн.2, ч.1, стр. 14-47
Бронетанковое вооружение. М., Воениздат, 1991 г., стр.7-21, 31-37.
Холявский Г., Энциклопедия танков. Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг., Мн., ООО «Харвест», 2006 г., 576 с.
Танк Т-72. Учебное пособие. Омск., изд. ОмГТУ, 2002 г., стр 3-15.
Тема № 1. Общее устройство, боевая и техническая характеристика
танка.
Занятие №1. Общее устройство, боевая и техническая характеристика
танка.
Задание на самоподготовку:
Изучить:
расположение лючков и люков на корпусе и днище танка;
оборудование отделений танка;
боевую и техническую характеристику танка;
устройство корпуса и башни танка.