ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ
Кафедра Национальной и международной безопасности
2
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Существующие подходы к безопасности.
Военная сила в международных отношениях.
3. Взгляды на современные войны и вооруженные конфликты.
3
4
Литература
Весь комплекс обеспечения защищенности определяется характером и масштабом угроз, поэтому понятие «безопасность» объединяет неразлучную пару «угрозы – защита от них».
В самом широком понимании угроза это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
условие – то, от чего зависит нечто другое
Ключевые слова в данном определении
жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства
8
Военная угроза – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).
Военная угроза
реальное намерение одних субъектов причинить ущерб другим
ВОЕННАЯ УГРОЗА
наибольшая вероятность перехода потенциального ущерба в действительный
Военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы
Характерные признаки военной опасности:
наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение военной силы, способности использовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта
Военная опасность
наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений
благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и т.д.
Угроза – это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.
Правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба.
Это значит, что она может существовать, а угрозы не будет, и только в определенных условиях опасность может достичь характера угрозы.
Угрозы имеют объективный характер и возникают в результате появления противоречий между индивидами, слоями общества, классами, государствами при их взаимодействии в процессе общественного развития.
12
12-1
Основные субъекты и объекты международной безопасности
экологическая безопасность
Некоторые выводы
15
В последнее время наблюдается тенденция к расширению толкования безопасности, к комплексному рассмотрению военных, экономических, социальных, информационных, экологических, культурных и всех других аспектов жизнедеятельности человечества. Но при этом следует иметь в виду, что, как бы ни были взаимосвязаны эти сферы, каждая из них имеет свои специфические угрозы, средства противодействия им, собственную логику противостояния угрозам и средств защиты от них, инструменты противодействия и закономерности происходящих процессов.
Основополагающие положения этой школы:
основной закон политики: силовые отношения между государствами являются определяющими при решении международных проблем;
мощь государства определяет уровень силового воздействия на другие страны в кризисных ситуациях;
национальные возможности страны по широкому спектру характеристик, таких как вооруженные силы, уровни технологии и народонаселения, географические факторы, природные ресурсы, типы государственного правления и идеологии, оказывают решающее влияние на результаты ее внешней политики, а также решение международных конфликтов, которые возникают вследствие несовместимости или несовпадения национальных интересов различных государств на международной арене.
В этой части мы более детально рассмотрим сущность и содержание военной силы и военной мощи государства в контексте их влияния на систему международных отношений, а также их роль в обеспечении определенного уровня военного противоборства (противостояния).
17
В наличии военной силы, которая существует и применяется для реализации внешнеполитических потребностей мирового центра (центров) силы, а также для обеспечения непрерывности и нужной (для центра силы) направленности глобализационных процессов.
В подавлении политических, экономических, военных, и информационных действий государств, которые не хотят вписываться в структуры, определяемые мировым центром (центрами) силы.
Это проявляется
Исходя из этого, многие государства стремятся иметь достаточную военную силу, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене.
По своему генезису военная сила – порождение военной мощи, которая и определяет возможности военной силы государства в межгосударственных отношениях.
Обладание значительной военной мощью еще не предполагает ее активного и решительного использования в системе международных отношений. Она может так и остаться «вещью в себе», неиспользованной возможностью, если политическая элита не преследует решительных целей и не ставит их перед своими вооруженными силами.
Военная мощь становится силой, обеспечивающей достижение определенных целей, только тогда, когда она вступает в активное взаимодействие с военной мощью других государств.
21
Военная сила, предполагает, в первую очередь, именно воздействие на другое государство или группу стран.
Для такого воздействия в военно-политической области основным инструментом, находящимся в распоряжении государства и его политического руководства, является военная мощь государства. Тогда, военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи в политических целях на другое государство, группу государств или систему международных отношений.
Для военной политики государства военная сила – основное средство, с помощью которого политическая элита может реализовать свои внешнеполитические потребности.
Таким образом, военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. Степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются военной политикой государства.
Политическая элита РФ видит цель военной политики государства не в погоне за военным превосходством, а в сохранении военно-стратегического паритета на минимальном уровне, который рассматривается ею как важный фактор обеспечения мира и международной безопасности на основе баланса сил в системе международных отношений.
22
Таким образом, военная сила России имеет компенсационный, вынужденный характер и призвана обеспечить поддержание устойчивого динамического равновесия в международных отношениях.
Военная сила России
Военная политика США направлена, прежде всего, на достижение военного превосходства, а вооруженное вторжение – как средство решения проблем во взаимоотношениях с другими государствами.
22-1
Таким образом, военная сила США имеет агрессивный дестабилизационный характер и призвана обеспечить исключительно силовое решение острых международных проблем в своих интересах.
Военная сила США
непосредственном (открыто военном, физическом)
опосредованном (скрытом, потенциальном)
оружие вводится в действие открыто
оно выступает в качестве угрозы, то есть воздействует на состояние его духа, сознание и волю.
Во всех этих проявлениях форма действия военной силы одна – вооруженное насилие
Прямая военная агрессия
Учения у границ сопредельного государства с целью оказать на него давление
Военно-морская блокада портов
Помощь в организации военного переворота
размещение военных баз на чужой территории
26
Многие государства используют в качестве средства своей военной политики скрытые формы насилия
Торговля оружием занимает одно из ведущих мест в экспорте крупных государств и рассматривается ими как одно из действенных средств влияния на союзников, воздействия на районы нестабильности.
Поставки и продажа оружия зарубежным странам – это политика глобализационного проекта. Оружие, поставленное в развивающиеся страны, приводит к искривлению их экономической структуры, росту задолжностей, нерешенности социальных проблем, теснее привязывает их к поставщику оружия через систему инструкторов, советников, обучения специалистов, поставку запасных частей.
Основные формы этой политики
28
2) Оказание помощи государствам в разработке военных доктрин, создании и развитии вооруженных сил, а также военными специалистами.
Крупные поставки современного оружия в развивающиеся страны требуют подготовки обслуживающего персонала. Следовательно, возникает и такая форма действия военной силы государств, как аппарат советников, инструкторов и прочих «специалистов», численность которых может достигать многих тысяч.
Гонка вооружений обременительна даже для развитых стран, которые стремятся поспевать за военно-политическим курсом, навязываемым США. Например, многим странам НАТО за последние годы пришлось поднять уровень своего военного бюджета с 1% до 2,5-3% ВВП, для того чтобы начать процесс поставки в свои вооруженные силы новейших систем и комплексов высокоточного оружия.
Это одна из форм наращивания военной силы государства путем увеличения его совокупной военной мощи, втягивания в гонку вооружений максимального количества стран, перекладывания на них бремени военных расходов.
Основные выводы
31
Военная сила государства может оказывать воздействие на систему международных отношений или ее отдельные элементы в различных формах: в форме вооруженного насилия или различного рода скрытых, опосредованных другими элементами совокупной силы государства формах.
Государства – объекты приложения военной силы мировых центров силы в скрытых формах – являются проводниками имперской политики в своих регионах и вопреки своим интересам покорно следуют в русле военно-политического курса стран-центров силы. Если же они попытаются проводить самостоятельную политику, то неминуемо станут объектом вооруженного насилия либо со стороны государств (центров сил), либо их сателлитов.
32
33
Вооруженные силы
Вооруженные силы являются основным средством в руках политической элиты для достижения военно-политических целей на международной арене и удержания своего влияния внутри страны путем вооруженного насилия.
Вооруженные силы играют значительную роль не только в структуре военной силы государства, но и в политической системе общества.
Стремясь добиться выгодного соотношения военных сил в мире, мировые державы не жалеют усилий и средств на совершенствование боевого состава и качественного состояния своих вооруженных сил. Приняв на вооружение доктрины, нацеленные на достижение абсолютного военного превосходства, они обеспечивают перевооружение своих вооруженных сил новейшими системами оружия и боевой техники.
Военно-экономическая сила
34
Военно-экономическая сила является материальной основой военной силы государства.
Военно-экономическая сила определяется комплексом военных предприятий и инфраструктурой.
Она определяет:
возможности государства по обеспечению своих вооруженных сил оружием и военной техникой
способность страны влиять на другие государства путем продажи, поставок оружия, боевой техники, военной технологии
Военно-экономическая сила государства активно воздействует на мировой рынок оружия, экономику других стран и оказывает непосредственное влияние на отношения между государствами.
Опираясь на научную мощь государства, уровень развития техники и технологий, военно-научная сила обеспечивает реализацию вполне конкретных политических и военно-политических интересов в системе международных отношений.
Встав на путь импорта военной технологии, государство-импортер становиться зависимым от экспортера не только в военно-технической, но и в политической области.
Развитые государства используют военно-научную силу в качестве средства давления на менее богатых и развитых союзников, на развивающиеся страны с целью усиления их политической зависимости от военной технологии старшего партнера.
36
Важнейшим структурным элементом военной силы государства является моральная сила народа, воинов вооруженных сил.
Военная сила государства предстает как величина интегрированная, воплощающая в себе не только мощь его вооруженных сил, но и военной экономики, науки, морального духа народа и воинов вооруженных сил.
Военная сила государства, являясь средством достижения политических целей, предполагает достижение этих целей в ходе войны путем уничтожения или подавления противника.
Общий вывод о действии военной силы
концентрация производства (в том числе и экологически опасного)
плотность населения в промышленных центрах
разрушительные возможности ядерного оружия
возможности высокоточного оружия, приближающиеся к ядерному
Наблюдается процесс трансформации функции достижения победы в войне для военной силы государств в функцию предупреждения и предотвращения войны. Военная сила государств, в данном случае, выступает как гарант сохранения мира.
Одним из путей наращивания военной силы государства является создание совокупной военной силы путем образования различного рода военно-политических союзов, блоков, систем коллективной обороны.
Государство, входящее в состав военно-политического союза (блока) и имеющее относительно небольшие возможности собственной военной силы, получает возможность ее наращивания за счет военной силы союзников.
При создании военно-политических блоков государства достигают приращения совокупной военной силы и за счет совместного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и различных совместных программ вооружений. В этих условиях союзники также становятся гарантированным и устойчивым рынком сбыта оружия и боевой техники, что обеспечивает постоянные и высокие прибыли военно-промышленного комплекса.
Функция политического давления отражает связь политики с военной силой государства. Действие военной силы, направляемое политикой, не выступает в форме вооруженного насилия, хотя и предполагает его возможность. Политическое давление осуществляется военной силой в комплексе с другими структурными элементами совокупной силы государства: политической, экономической, дипломатической.
Военная сила как средство политического давления бывает тем эффективней, чем больше есть оснований считать, что она перерастет в вооруженное насилие, в войну.
Военная сила государства как средство политического давления используется не только в отношении «оппонентов», но и с целью преодоления центробежных тенденций в военно-политических союзах.
Справочно: в Германии размещено 287 американских военных баз. Для сравнения, в Норвегии 3 американских базы, в Нидерландах – тоже 3, в Испании – 5, а в Великобритании, главном союзнике США, только 57, в несколько раз меньше, чем в Германии.
Всем этим США не только крепче пристегивают союзников к своей агрессивной политике, но и оказывают постоянное давление на правительства стран с целью сохранения выгодного им политического режима в них.
Для преодоления центробежных тенденций в военно-политических союзах США использует
Одной из основных функций американских вооруженных сил является функция содействия поддержанию выгодной США социально-политической обстановки в этих государствах.
Война – общественно-политическое явление, особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами с переходом к применению вооруженного насилия для достижения политических целей.
Состояние войны наступает с началом военных действий и прекращается с их окончанием.
идеологические
информационные
другие «невоенные» средства
46
Определения войн и вооруженных конфликтов различного уровня, данные в Военной доктрине РФ от 26.12.2014 г.
Вооруженный конфликт – вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).
Локальная война – война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).
Региональная война – война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели.
47
48
Всеобщая обычная
по масштабам
ограниченная
Вооруженные конфликты
Малый региональный
акции
Крупномасштабный
региональный
Операции ограниченного
масштаба
49
Поколения войн
Первый этап:
войны доядерного периода
Поколения войн
Второй этап:
война ядерного периода
Шестое поколение – высокоточное (прецизионного наведения) ударное и оборонительное оружие. Использование информационно-ударных систем различного уровня (тактического, оперативно-тактического, оперативного, стратегического) с широким использованием космических систем. Война стратегического масштаба.
Третий этап:
бесконтактная война
52
Особенности войн 6 поколения
53
Особенности войн 6 поколения
Особенности войн 6 поколения
54
55
56
военные конфликты могут развиваться на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако, с использованием сил и средств, размещенных за его пределами, при этом локальные по своей сути конфликты могут сопровождаться большой ожесточенностью и иметь своим результатом полное уничтожение государственной системы одного из участников конфликта
значительная часть военных конфликтов будет происходить между сторонами, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил
существенно возрастает роль начального периода военного конфликта. Как показывает анализ исхода имевших место вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход
основная роль в начальный период войны будет отводится дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на сухопутные войска
комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций (гибридная война)
воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море
массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники
избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил)
сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий
58
усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием
участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний
создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий
применение непрямых и асимметричных способов действий
использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений
59
Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).
информационно-управляющих систем
беспилотных летательных и автономных морских аппаратов
управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники
60
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть