Презентация на тему Понятие морфемы. Основные типы морфем

Содержание

Предмет грамматики как науки – изучение строения слов и предложений, она делится соответственно на два основных раздела – морфологию и синтаксис.
Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понятие морфемы. Основные типы морфем. Лексические и

грамматические морфемы. Функционирование данных типов морфем в

английском языке в сравнении с русским языком. Специфика грамматического значения в сравнении с лексическим значением слова. Средства выражения грамматических значений. Порядок слов.
Понятие морфемы. Основные типы морфем. Лексические и грамматические морфемы. Функционирование данных типов

Слайд 2 Предмет грамматики как науки – изучение строения

слов и предложений, она делится соответственно на

два основных раздела – морфологию и синтаксис.
Предмет грамматики как науки – изучение строения слов и предложений, она делится

Слайд 3 Термин «морфология» восходит к греческим корням «морф-форма»

и «логос-слово» и означает учение о форме

слов.
Морфология изучает строение классов слов, формы их изменений и правила и закономерности, согласно которым элементы слова соединяются и функционируют как единое целое.
Термин «морфология» восходит к греческим корням «морф-форма» и «логос-слово» и означает учение

Слайд 4 Синтаксис изучает правила соединения слов в предложение

и типы предложений.

Синтаксис изучает правила соединения слов в предложение и типы предложений.

Слайд 5 Морфема – мельчайшая неделимая часть слова, обладающая

значением.

Морфема – мельчайшая неделимая часть слова, обладающая значением.

Слайд 6 Различаются: 1) лексические и 2) грамматические морфемы

Лексические морфемы имеют лексическое значение, а грамматические

– грамматическое значение.
Различаются: 1) лексические и 2) грамматические морфемы  	Лексические морфемы имеют лексическое

Слайд 7 Например, в слове government – govern –

лексическая морфема; словоформы teaches, stayed состоят из

1) teach – лексической морфемы + -es – грамматической морфемы (3 л., ед.ч., наст.вр.) и 2) stay – лексической морфемы + -ed – грамматической морфемы (прош.вр., акт.зал., изъяв.накл.).
Например, в слове government – govern – лексическая морфема; словоформы teaches, stayed

Слайд 8 В русском слове столика – стол –

лексическая морфема, а морфема –ик – грамматическая,

она показывает, что данное слово принадлежит к определенному подклассу существительных.
В русском слове столика – стол – лексическая морфема, а морфема –ик

Слайд 9Лексические морфемы разделяются на 1) корневые и

2) аффиксальные морфемы.
Аффиксы – суффиксы и префиксы,

т.е. элементы слова, которые либо предшествуют корню слова (префиксы), либо следуют за ним – суффиксы.
Лексические морфемы разделяются на 1) корневые и 2) аффиксальные морфемы. Аффиксы –

Слайд 10 Корневые морфемы всегда просто выделить, т.к. они

обладают собственным конкретным лексическим значением. Существует множество

корневых морфем, которые являются отдельными словами: son, fact, act, man,consist.
Корневые морфемы всегда просто выделить, т.к. они обладают собственным конкретным лексическим значением.

Слайд 11 Аффиксальные морфемы – словообразовательные элементы. Они обладают

обобщенным лексико-грамматическим значением, так как характеризуют слово

как элемент определенного лексико-грамматического класса.
Аффиксальные морфемы – словообразовательные элементы. Они обладают обобщенным лексико-грамматическим значением, так как

Слайд 12 Примеры лексических морфем:
polite – impolite respect – respectable,

respectful
pleasant – unpleasant

Примеры лексических морфем: polite – impolite	respect – respectable, respectful pleasant – unpleasant

Слайд 13 Примеры грамматических морфем:
She likes her garden very

much.
They like their garden very much.
The woman

comes.
The women come.
Примеры грамматических морфем: She likes her garden very much.	 They like their

Слайд 14 Определить типы морфем в следующих словах:
quickly, remembered,

development, bigger, waiting, impossible, unfortunately, requires, unwilling,

natural
Определить типы морфем в следующих словах: 	quickly, remembered, development, bigger, waiting, impossible,

Слайд 15 Слово представляет собой сложный комплекс, в котором

соединяются лексическое и грамматическое значения.

Слово представляет собой сложный комплекс, в котором соединяются лексическое и грамматическое значения.

Слайд 16 В чем различие между лексическим и

грамматическим значением?
1. Грамматическое значение является обобщающим,

поскольку оно присуще целому классу слов.
2. Грамматическое значение является обязательным.
3. Грамматические значения выражаются специальными грамматическими средствами.
В чем различие между лексическим и грамматическим значением?  1. Грамматическое

Слайд 17T’was brilling, and the slightly toves
Did gyre

and gimble in the wabe;
All mimsy were

the bogoraves,
And the mome raths outgrabe.

T’was brilling, and the slightly toves Did gyre and gimble in the

Слайд 18 Средства выражения грамматических значений:
1. Синтетический (путем изменений

внутри слова)
2. Аналитический (за пределами слова)

Средства выражения грамматических значений: 1. Синтетический (путем изменений внутри слова) 2. Аналитический (за пределами слова)

Слайд 19 Синтетический способ
Аффиксация – прибавление к корню

грамматических морфем.
Аффиксация как способ образования грамматических

форм выступает в виде префиксации (словоизменительная морфема предшествует корню), суффиксации (словоизменительная морфема следует за корнем и за словообразовательными суффиксами) и инфиксации (словоизменительная морфема вводится внутрь корня).
Синтетический способ  	Аффиксация – прибавление к корню грамматических морфем.  	Аффиксация

Слайд 20 Примеры суффиксации:
1. при образовании мн.ч. существительных

используется суффикс –(e)s table – tables;
2. при

образовании степеней сравнения прилагательных: при образовании сравнительной степени используется суффикс -er long – longer, hard – harder, – превосходной степени суффикс -est short – the shortest, red – the reddest.
3. при образовании формы причастия настоящего времени, герундия используется суффикс –ing waiting, reading
Примеры суффиксации:  	1. при образовании мн.ч. существительных используется суффикс –(e)s table

Слайд 21 Чередование звуков (как гласных, так и согласных)
В

системе существительных чередование гласных используется для образования

форм числа : foot – feet, child – children; в русском языке (ср. весло – весла, ведро – ведра).

В системе местоимений чередование гласных используется для образования как форм числа (this – these, that – those), так и падежа (he – him, they – them).

В системе глагола чередование гласных используется для дифференциации форм наст. и прош. вр. (неправильные глаголы): give – gave, take – took, write – wrote.
Чередование звуков (как гласных, так и согласных) 	В системе существительных чередование гласных

Слайд 22 Чередование звуков (как гласных, так и согласных)
У

существительных wife – wives, knife – knives


У прилагательных согласные регулярно чередуются в формах степеней сравнения: long – longer – the longest, young – younger – the youngest.
В глаголах наблюдаются случаи чередования согласных, подобные чередованию глухих и звонких согласных в системе существительных:
ср. leave – left, lose – lost, send – sent
[-v] – [f] [-z] – [-s] [d] – [t]

Чередование звуков (как гласных, так и согласных) 	У существительных wife – wives,

Слайд 23 Супплетивные формы – образованные от разных корней

формы одного слова.
У прилагательных они встречаются в

формах степеней сравнения: ср. good – better – the best, bad – worse – the worst.
В системе местоимений супплетивность широко представлена у личных местоимений как средство дифференциации падежных форм: I – me, she – her.
В глаголе супплетивные формы используются для дифференциации лица и числа (am – 1л. – is – 3л., am –ед.ч. – are – мн.ч.) и для выражения временных различий (am – наст.вр. – was,were – пр.вр.)
Супплетивные формы – образованные от разных корней формы одного слова. 	У прилагательных

Слайд 24 Аналитический способ
Аналитическая форма – форма, включающая два

и более элементов, только один элемент которой

имеет лексическое значение, остальные компоненты выражают абстрактное обобщение грамматического значения.
Например: have been eaten.
eaten выражает лексическое значение аналитической формы, а have been – грамматическое значение.
Аналитический способ 	Аналитическая форма – форма, включающая два и более элементов, только

Слайд 25 Аналитические формы глагола
При образовании вопросительных

и отрицательных форм настоящего и будущего

времени группы Simple (I don’t know, I’ll be busy), при образовании временных форм группы Continuous (to be + Participle I) I’m doing my homework; для образования Passive Voice (to be + V3) A letter was written by me.
Аналитические формы глагола 	При образовании вопросительных   и отрицательных форм

Слайд 26 В английском языке существует строгий порядок слов:

подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.
Например: The cat

caught the rat. The rat caught the cat.
В английском языке существует строгий порядок слов: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.

Слайд 27Домашнее задание.
Определить типы морфем в следующих словах:
killed,

having, serious, things,unbelievable.

Домашнее задание. 	Определить типы морфем в следующих словах: 	killed, having, serious, things,unbelievable.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика