Методика формирования и развития компетенций в аудировании и чтении. (Лекция 4) презентация

Содержание

Компоненти ІКК

Слайд 1Лекция 4
Методика формирования и развития компетенций в аудировании (А) и чтении

(Ч)

Н.Ф.Бориско

Киевский национальный лингвистический университет

План

1. Общие характеристики и закономерности формирования рецептивных компетенций

2. Формирование и развитие компетенции в А

3. Формирование и развитие компетенции в Ч

4. Системы упражнений


Слайд 2 Компоненти ІКК


Слайд 3Мовленнєві компетенціі
Рецептивные: аудирование и чтение
Продуктивные: говорение и письмо
Рецептивно-репродуктивные:

перевод

Письменные: чтение, письмо, перевод
Устные: аудирование, говорение,
перевод

Слайд 41. Общие характеристики и закономерности формирования рецептивных компетенций
Их роль и

функции в формировании
ИКК
ЦЕЛЬ ( а не средство)
Комплексный подход к формированию и развитию

2) Компоненты речевых компетенций:
Знания (и их вспомогательная роль)
Навыки
Умения
Готовность к общению, мотивы, интересы, установки, желания… студента


Слайд 5Общие качества навыков:
Автоматизированность
Устойчивость
Гибкость или способность к

переносу

Общие качества умений:
целенаправленность
динамичность
продуктивность
интегрированность
самостоятельность
иерархичность

3) Общие качества навыков и умений


Слайд 6А и Ч базируются на следующих навыках:
Грамматических: восприятие и распознавание

грамматических форм речи на морфологическом и синтаксическом уровнях, воспринятых на слух (А) или визуально (Ч), и их соотнесение с определенным значением.

Лексических: восприятие и распознавание ЛЕ, воспринятых по слуховому (А) или визуальному (Ч) каналам, соотнесение с образцами в долговременной памяти и понимание ЛЕ.

Фонетических (перцептивных):
в А - подсознательное восприятие и различение звуковой стороны речи: звуков, звукосочетаний, интонационных моделей;
в Ч - восприятие и различение графических образов ЛЕ Произносительные навыки внутреннего речевого слуха и внутреннего проговаривания (сопровождающего Ч).


Слайд 7А и Ч базируются на операциях, протекающих почти синхронно:
Воспринимать

и сегментировать поток речи;
Дифференцировать воспринимаемые звуки и их комплексы (в А), буквы и их комплексы (в Ч), сопровождая их внутренним проговариванием;
- Интегрировать их в смысловые блоки и распознавать их;
- Удерживать их в оперативной памяти во время А/Ч и сопоставлять с эталонами, хранящимися в долговременной памяти;
- Соотносить с понятиями и устанавливать связи между словами-понятиями во фразе;
- Осуществлять вероятностное прогнозирование (языковое и смысловое);
- Понимать воспринимаемое сообщение, исходя из ситуации общения.

Слайд 8Специальные умения в А и Ч:

- уточнить ЛЕ в случае непонимания

(Ч);
- удержать в оперативной памяти большой отрезок речевого потока/текста (А);
- игнорировать отдельные незнакомые ГС и ЛЕ (Ч/А);
догадаться о значении незнакомых ЛЕ с помощью: контекста, ситуации общения, интернационализмов, знаний других ИЯ и РЯ, закономерностей словообразования, многозначности и т.д. (Ч/А);
пользоваться различными словарями (в Ч)
….

Слайд 94) Требования к текстам для А и Ч:

быть познавательными и

информативными
соответствовать теме
соответствовать возрастным особенностям и интересам студентов (мотивационный потенциал)
- иметь воспитывающий и развивающий потенциал
- обладать социокультурным потенциалом (для формирования ЛСКК)
- быть посильными по форме и содержанию
- быть аутентичными
- представлять разные формы речи: ДР и МР и различные типы текстов, которые функционируют в реальных ситуациях устного и письменного общения.

Слайд 10Ознакомительное А и Ч: слушаем/читаем с целью получения общего представления о

тексте, о его теме и основном содержании

2. Избирательное или селективное А и Ч (поисковое, просмотровое Ч): слушаем/читаем избирательно с целью получения конкретной необходимой информации

3. Детальное А и изучающее Ч: слушаем/читаем внимательно, стараясь понять и главную и второстепенную информацию, все тонкости и нюансы текста
Дополнительные виды А:
критическое и деятельностное

5) Виды или стили Ч и А:


Слайд 116) Поэтапное формирование компетенций в Ч/А:

(0. Этап развития техники чтения)


Этап формирования навыков А/Ч:
фонетическ., лексическ., грамматических

Этап развития умений в А/Ч

2.1. Этап подготовки к А/Ч
2.2. Этап собственно А/Ч текстов


Слайд 127) Типы и виды упражнений для формирования рецептивных компетенций:

- условно-коммуникативные /

коммуникативные
- рецептивные / рецептивно-репродуктивные



8) Способы и формы контроля:
- невербальные
- вербальные
- смешанные
- тесты

Слайд 132. Формирование компетенции в аудировании
2.1. Цели обучения: Сформировать компетенцию в А,

которая базируется на навыках и умениях воспринимать речевые сообщения и понимать их:

в непосредственном общении - контактное А: а) как участник и как б) слушатель в общении;

2) в опосредованном общении – дистантное А: с ФГ (радиопередачи, аудиокниги…) и с ВФГ (фильмы, ТВ …)
в типичных коммуникативных ситуациях учебной, бытовой, публичной и трудовой сфер общения.

Слайд 142.2. Характеристика А и его механизмов

Аудирование как вид общения и РД

характеризуется:

- мотивом общения (Психологи утверждают, что соответствующая установка может повысить понимание сообщения на 25%. Это объясняется избирательностью нашей памяти.)
- предметом (мысли других людей)
- продуктом (их понимание)
- результатом (изменение поведения,
состояния и т.п.)

Слайд 152.3.Психофизиологические механизмы А:

- Восприятие звукового потока
- Внутреннее проговаривание
- Сегментирование речевого потока


- Сличение поступающих сигналов с моделями-эталонами в долговременной памяти и узнавание их
- Слуховая оперативная память
Языковое прогнозирование или языковая догадка
Смысловое прогнозирование (антиципация)

Слайд 162.4. Трудности аудирования
Языковые:
Фонетические
Грамматические
Лексические
Связанные с условиями восприятия:
Темп говорения
Количество

прослушиваний
Длительность, громкость и чистота звучания
Источник аудирования
Связанные с аудиотекстами:
- предметное содержание текста
- логика высказывания
- общая идея, мотивы поступков героев, подтекст
- композиция текста …

Слайд 173. Формирование компетенции в чтении
3.1. Цели обучения Ч:
Сформировать компетенцию в Ч,

которая базируется на навыка и умениях воспринимать письменные речевые сообщения (тексты различных жанров и типов) и понимать их.

3.2. Характеристика Ч:
Чтение как вид общения и РД
характеризуется:
- мотивом опосредованного общения
- предметом (мысли других людей)
- продуктом (их понимание)
- результатом (изменение поведения,
состояния и т.п.)

Слайд 183.3. Психофизиологические механизмы чтения:

- зрительное восприятие текста
- внутреннее проговаривание и внутренний

речевой слух
- скорость чтения (про себя)
- время действия оперативной памяти
- поле чтения или способность к синтагматическому членению фразы при чтении
- смысловая переработка Т на разных уровнях (на уровне значения и смысла, каждый из которых включает несколько подуровней)

Слайд 193.4. Трудности обучения чтению

Языковые:
трудности орфографической системы
грамматические
лексические

2.Трудности, связанные с текстами для

Ч:
- предметное содержание текста
- логика высказывания
- общая идея, мотивы поступков действующих лиц, подтекст, …
- тип текста и его композиционные и языковые особенности


Слайд 204.1. Система упражнений для формирования компетенций в А
Две подсистемы упражнений

для:

формирования навыков А:
3 группы упражнений:
1.1. для формирования фонетич. навыков А
1.2. для формирования лексическ. навыков А
1.3. для формирования грамматич. навыков А

2. развития умений в А всех видов:
2 группы упражнений:
2.1. группа упражнений, которые готовят к А
2.2. группа упражнений в собственно А

Слайд 21Три подсистемы упражнений для:
1. развития техники Ч: 2 группы упражнений:
1.1.

на узнавание и распознавание графем;
1.2. на установление и реализацию графемно-фонемных соответствий;
2. формирования навыков Ч: 2 группы упр-ий:
2.1. на формирование лексических навыков Ч
2.2. на формирование грамматич. навыков Ч
3. развития умений в Ч всех видов:
2 группы упражнений:
3.1. группа упражнений, которые готовят к Ч
3.2. группа упражнений в собственно Ч

4.2. Система упражнений для формирования компетенций в Ч


Слайд 224.3. Примеры упражнения для развития компетенций в А и Ч всех

видов

Ознакомительное А и Ч:
Упражнения не прогнозирование содержания текста:
- Ознакомьтесь с заголовком текста и выскажите свои гипотезы: о чем может идти речь в этом тексте? (Прослушайте/прочитайте Т и проверьте свои гипотезы.)
Ознакомьтесь с фотографиями / картинками к Т и выскажите свои гипотезы: о чем может идти речь в этом тексте? (Прослушайте/ прочитайте Т и проверьте свои гипотезы.)
….


Слайд 23 Мы будем читать/слушать текст о проблеме …. Что вам известно

об этом? Как вы относитесь к ...?
Что бы вы хотели еще узнать об этой проблеме?
Мы будем читать/слушать текст автора Х. Что вы знаете о нем? Послушайте/прочитайте вначале его краткий жизненный путь.
Что вы хотите знать еще об этом авторе, о его произведении «…»?
Прочитайте цитату/высказывание … и выскажите свое мнение к затронутой проблеме.
Как вы относитесь к следующей проблеме? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.
Прочитайте начало след. истории. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?
……………….

Слайд 24Упражнения на понимание темы,
основной мысли текста:
- Прослушайте/прочитайте текст и придумайте

к нему заголовок.
- Прослушайте/прочитайте текст и выберите к нему заголовок из 2-3 данных.
- Прослушайте/прочитайте три текста и подберите к ним заголовки из 3 (4-5) данных.
Прослушайте/прочитайте текст, определите его тип и тему.
Прослушайте/прочитайте текст и выберите из рисунков один, который точнее всех передает основное содержание текста
- Прослушайте/прочитайте текст, посмотрите рисунки и подберите к каждому тексту рисунок.
- Определите, какой из 2-х рисунков отвечает содержанию прослушанного/прочитанного текста.
…..

Слайд 25Избирательное / селективное А и Ч: Упражнения на определение логической последова-тельности

событий в тексте:
- Прослушайте/прочитайте текст, опираясь на ключевые слова или план. Распределите слова или пункты плана в той последовательности, в которой они идут в тексте.
- Прослушайте/прочитайте текст и передайте 3-4 предложениями (на РЯ) его краткое содержание.
- Прослушайте/прочитайте текст и составьте к нему план или ключевые слова (на РЯ или ИЯ).
- Прослушайте/прочитайте текст, рассмотрите рисунки и расположите рисунки в соответствии с развитием событий в тексте.
- Прослушайте/прочитайте текст и расскажите кратко в логической последовательности о действиях героя (на РЯ или ИЯ).

Слайд 26Упражнения на понимание некоторых фактов текста, избирательное понимание:

- Прослушайте/прочитайте текст и

заполните таблицу: Кто? Где? Когда? Что?
- Прослушайте/прочитайте текст и нанесите на карту маршрут передвижения героя.
Прослушайте /прочитайте текст, прочитайте вопросы (2-3 вопроса) к нему и найдите в тексте ответы.
…..

Слайд 27Детальное А / изучающее Ч:
Упражнения на прогнозирование содержа-ния текста:
- Прослушайте/прочитайте начало

текста и придумайте конец.
- Прослушайте/прочитайте начало истории/ диалога, 3 варианта конца и выберите вариант, который мог бы быть авторским.
- Прослушайте/прочитайте историю без начала и придумайте его.
- Посмотрите на рисунок и предложите свой вариант описания. Прослушайте/прочитайте текст с описанием рисунка и сравните его со своим вариантом.
- …..

Слайд 28Упражнения на определение логической последовательности событий в тексте:
- Прослушайте/прочитайте текст и

составьте к нему подробный план или ключевые слова (на РЯ или ИЯ).
- Послушайте/прочитайте текст, рассмотрите рисунки и расположите рисунки в соответст-вии с развитием событий в тексте.
- Послушайте/прочитайте текст и нарисуйте: план дома, квартиры, схему работы механиз-ма…, изобразите место действия …, нарисуйте персонажей…
- Послушайте/прочитайте текст и расскажите подробно в логической последовательности о действиях главного героя (на РЯ или ИЯ).

Слайд 29Упражнения на понимание текста без домысливания:

- Послушайте/прочитайте текст и скажите, шла

ли в нем речь о … (1-2 фраза или 1-2 факта).
- Послушайте/прочитайте 2 рассказа и опреде-лите, чем они отличаются (1-2 фактами).
- Прослушайте текст, одновременно читая его, и найдите основные отличия звукового и печатного вариантов.
- Посмотрите на рисунок/серию рисунков, послушайте/прочитайте его/их описание и найдите несоответствия.
- ….

Слайд 304.4. Три фазы работы с текстом для А и Ч:
- Дотекстовая:

(мотивация студентов, активизация знаний, предварительное снятие языковых трудностей): работа с заглавием, работа с иллюстрациями, чтение нескольких сформулированных вопросов (для селект. А и Ч)
- Текстовая: (управление процессом А/Ч): А/Ч текста, сопровождающееся в случае необходимос-ти заполнением таблицы, рисованием схемы, разметкой текста для Ч и т.д.
- Послетекстовая: (контроль понимания): вербальный, невербальный, смешанный, тесты.

Если текст интересен для обсуждения, то к нему можно предложить задания для Г и П !!!!

Слайд 314.5. Способы и формы контроля:
- Невербальные: выполнить какие-л. действия, отметить знаками

+/- или другими значками то, о чем услышал или прочитал; промаркировать; пронумеровать рисунки (А) или фрагменты текста (Ч); показать сигнальные карточки; набросать схему, рисунок; подобрать рисунки …
- Вербальные: выписать в 2 колонки к.-л. инф./ факты, подтвердить или опровергнуть утверж-дение; расположить пункты плана текста в логической последовательности; составить план; составить вопросы к тексту; ответить на вопросы; заполнить таблицу; пересказать текст на РЯ или ИЯ; перевести (фрагменты или весь текст); беседа; ТЕСТЫ

Слайд 32Тесты:
- альтернативного выбора: выбор правиль-ного утверждения из двух; шла об

этом речь в Т или нет; ДА/НЕТ; Правильно/Неправильно;…
- перекрестного выбора: нахождение соответствующих пар (напр., действующее лицо – его высказывание по к.-л. проблеме);…
- множественного выбора: вопрос с 4 ответами (3 дистракторами); предложение с пропуском и 3-4 вариантами для заполнения пропусков одним и них; …
со свободно конструируемыми ответами: ответы на вопросы, пересказ, изложение …
Структура тестового задания:
1. Инструкция 2. Подача материала и образец выполнения 3. Ожидаемый ответ студента

Слайд 33Что нужно учесть,
разрабатывая плана-конспект фрагмента ПЗ?
Определить вид А/Ч
Подобрать текст/тексты, соответствующие:

а) виду А/Ч; б) аутентичности (особенно по соответствию реальным условиям); в) теме и новизне инфор-ции; г) уровню подготовки студентов; д) их интересам, мотивам и т.д.
Прочесть/прослушать текст/-ы и определить трудности: содержательные, социокультурные, структурно-композиционные, языковые, …
4. Продумать предтекстовый этап: создать мотив, разбудить интерес; снять трудности; сформулиро-вать задание в соответствии с выбранн. видом Ч/А
5. Разработать текстовый этап
6. Составить задания или тесты для проверки понимания содержания текста

Слайд 34ВОПРОСЫ для САМОКОНТРОЛЯ:
Что мы сегодня обсудили?
- Каковы общие характеристики и закономерности

формирования речевых компетенций в А и Ч?
На каких навыках они базируются?
Какие виды Ч и А релевантны для обучения?
Какие механизмы и трудности А Вам известны?
Какие механизмы и трудности Ч Вам известны?
Из каких подсистем состоит система упражнений для обучения А?
Из каких подсистем состоит система упражнений для обучения Ч?
Каковы этапы работы с текстом?
Как проверить понимание текста для Ч и А?
Какие тестовые задания для этого Вы знаете?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика