Аттестационная работа. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках летнего лагеря-практикума презентация

Методическая разработка. Программа летнего профильного лагеря-практикума Обучение исследовательской деятельности требует очень много времени и сил. Недостаток времени как у учащихся, так и у педагога во время учебного процесса не позволяет

Слайд 1Аттестационная работа



Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как

способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Алябышевой Светланы Николаевны,

учителя биологии
ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат»
(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола)

на тему:
Организация исследовательской деятельности учащихся
в рамках летнего лагеря-практикума


Слайд 2Методическая разработка. Программа летнего профильного лагеря-практикума
Обучение исследовательской деятельности требует очень много

времени и сил. Недостаток времени как у учащихся, так и у педагога во время учебного процесса не позволяет выполнить качественные исследовательские работы, с которыми учащиеся могли бы выступить на конкурсах и конференциях.
Создаётся проблемная ситуация: либо не заниматься исследовательской деятельностью, либо искать новые формы работы с детьми, создав при этом такие условия, которые позволили бы развивать их познавательный и творческий интерес, реализовать свой внутренний потенциал.
В связи с этим автор предлагает организовать летний профильный лагерь и, используя метод научного погружения, заняться исследовательской деятельностью с учащимися, имеющими стойкий интерес и высокую мотивацию к исследовательской деятельности.

Слайд 3Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Республики Марий Эл "Политехнический лицей-интернат"
http://edu.mari.ru/ou_respub/sh2/default.aspx
ДЕВИЗ: "С гордостью о

прошлом, с уверенностью о будущем"
 
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Обеспечение современного качества образования;
Обеспечение непрерывности и преемственности содержания общего, профильного и дополнительного образования как средство становления ценностного отношения к адекватному и безопасному поведению в социуме;
Совершенствование содержания и технологий профильного обучения.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
Реализация основных образовательных программ основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного образования;
Профильное обучение;
Формирование проектной и исследовательской культуры обучающихся.

E-mail: licei@mari-el.ru


Слайд 4Цель и задачи программы
Цели:
выявить наиболее удобные и результативные формы внеурочной

деятельности, разработать программу дополнительного экологического образования учащихся;
создать условия для развития и реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством выполнения научно-исследовательских работ.
Задачи:
расширить и углубить некоторые вопросы морфологии, систематики и экологии растений;
научить применять полученные знания на практике, выполнять самостоятельные исследования в полевых и лабораторных условиях;
создать условия для расширения кругозора учащихся, предоставив возможность самостоятельного поиска информации, используя информационные ресурсы, развивать и закреплять умение работать с полученными ресурсами;
формировать и развивать навык публичных выступлений, умение показать себя и выслушать других, воспитывать чувство собственного достоинства и в то же время уважение к окружающим;
создать условия для формирования бережного отношения к природе.

Слайд 5Условия реализации программы
1). Программа должна работать в рамках единого графика общеобразовательного

процесса (т. е. при планировании учитываются даты проведения государственных экзаменов для обучающихся, а также учитывается график отпусков педагогов).

2). Необходимо подготовить материально-техническую базу для проведения исследований (методики, приборы, реактивы и т.п.).

3). Подбор компетентных в области исследовательской деятельности педагогов.

Слайд 6Применяемые технологии, методы и средства обучения


Слайд 7Основное содержание
Актуальность
Научить учащихся качественно выполнять исследовательские работы в рамках урочной

деятельности не представляется возможным по ряду причин, поэтому мы задались целью - выявить наиболее удобные и результативные формы внеурочной деятельности, разработать программу дополнительного экологического образования учащихся. В ходе анализа поставленной цели у нас возникла идея о работе с детьми, интересующимися биологией и экологией, в летний период в рамках проведения лагеря-практикума.
Содержание
Предлагаемая программа рассчитана на 10 дней и включает три содержательных блока: основы теоретических знаний, применение полученных знаний на практике, индивидуальная исследовательская деятельность. Деятельность педагога направлена на создание условий для развития у обучающихся мотивации к познанию и творчеству, для формирования и развития у них навыков исследовательской деятельности, для саморазвития и самореализации их личности. Кроме того, содержание программы носит профориентационный характер, что помогает учащимся определиться с выбором будущей профессии. Именно дополнительные занятия, проводимые в нетрадиционной форме, способствуют формированию стойкого интереса к предмету.


Слайд 8Тематика занятий


Слайд 9Методические рекомендации по организации лагеря
Каждый ученик обязательно должен вести дневник полевых

наблюдений, который он будет продолжать и после прохождения практики. В дневник записываются основные теоретические вопросы, результаты проведенных исследований, подводятся итоги.
Необходимо оформление флористической тетради. Она оформляется в виде таблицы. Колонки: №, название растения, жизненная форма, место сбора, дата сбора, фенофаза, морфологическая характеристика, часть растения или рисунок, значение для человека. Несколько растений заносятся в тетрадь под руководством учителя, остальные – самостоятельно в течение лета (не менее 20 видов).
В начале и в конце учебных занятий проводится тестирование по изучаемым в ходе практики вопросам.
Для оформления результатов наблюдений, экспериментов, для ведения личных записей и выполнения заданий можно использовать тетради на печатной основе, либо заготовленные заранее бланки.
В начале практики каждый ученик получает индивидуальное задание (мини-проект), которое он выполняет за время прохождения практики и отчитывается о выполненной работе на заключительном занятии, которое проводится в виде конференции. Лучшие мини-проекты в дальнейшем дорабатываются, оформляются и представляются на олимпиадах, конкурсах и конференциях различных уровней.


Слайд 10Методы диагностики образовательного результата
Начальная диагностика уровня УУД (первое занятие)
Итоговая диагностика уровня

УУД (8-9 занятие)
Самооценка (заполнение листа самооценки в течение всего периода)
Конференция (отчет о проведенных исследованиях – последний день)


Карта уровней формирования проектных и исследовательских компетентностей
1 уровень
1. Не умею
2. Знаю, как надо делать правильно
3. Могу выполнить работу только с посторонней помощью
4. Частично могу выполнить работу самостоятельно
5. Большую часть работы выполняю самостоятельно
6. Понимаю, где ошибаюсь при выполнении работы и исправляю свои ошибки
2 уровень
1. Могу выполнить работу самостоятельно, но не совсем уверенно.
2. Могу уверенно выполнить работу
3. Могу уверенно выполнить работу, понимаю до конца, использую и изменяю алгоритм ее выполнения
3 уровень
1. Могу показать, как надо выполнить работу
2. Могу объяснить алгоритм выполнения работы
3. Могу найти и помочь исправить ошибки товарища при выполнении работы


Слайд 11Перспективы развития
Предлагаемая программа должна стать частью учебного плана, реализуемого образовательным учреждением.
Планируемые

результаты:
1). овладение обучающимися навыками исследовательской работы по биологии и экологии;
2). проведение собственных исследований;
3). подготовка исследовательских работ для участия в конференциях и конкурсах различного уровня.

Слайд 12Рекомендуемая литература
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по

экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В.Алексеева.- М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 192 с.
Ботаника: Морфология и анатомия растений: / Васильев А. Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.
Воскресенская О.Л. и др. Организм и среда: факториальная экология: Учебное пособие / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2005. – 175 с.
Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников / А.В. Леонтович, А.С. Савичев / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: «Владос», 2001. – 112 с.
Методы геоботанических исследований: методическое пособие (сост. А.С. Боголюбов). М.: «Экосистема», 1996. – 21 с.
Оформление научных студенческих работ: Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ / МарГУ; НБ; Сост.: Н.А.Левенштейн. – Йошкар-Ола, 1997. – 20 с.
Полевой экологический практикум. Учебное пособие. Ч. 1 / Под ред. Л.А.Жуковой. - Мар. гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2000. – 112 с.
Сидоров Е.П. Ботаника: Пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Уникум-центр, 1997. – 158 с.
Фёдорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386с.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика