Слайд 2Паоло Учелло
«Пять мастеров флорентийской живописи». (1450)
Слайд 3История живописи
раннего Возрождения –
это путь отделения
ее от архитектуры,
формирование
собственного
произведения –
станковой картины.
Слайд 4В средневековых
фресках
постепенно
формировались
приемы
монументальной
живописи.
Успение Богоматери
Церковь Богоматери
в Охриде,
1295.
Слайд 5Человеческие
фигуры на фресках
часто подчинялись
окружавшему
их орнаменту.
Дж. Чимабуэ.
Сон Иннокентия III,
Церковь Сан Франческо
в Ассизи,
ок.
1260.
Слайд 6Иногда
роспись стен
должна была
лишь подчеркивать
архитектуру храма.
Баптистерий
Св. Иоанна Крестителя,
Флоренция.
Слайд 7Чтобы сблизить
архитектуру
и роспись
живописцы
сознательно
вводили в сцены
реальные
архитектурные
детали.
Я. Торрити.
Гнев ограбленного иудея перед образом святого
Николая,
Церковь Сан Франческо в Ассизи, ок. 1303.
Слайд 8Иногда
с помощью
живописи
создавали
иллюзию
пространства.
Джотто.
Роспись капеллы
дель Арена
в Падуе,
1305
Слайд 9В росписи
повсеместно
применяли
технику
фрески
al secco
(по сухой
штукатурке).
А. Орканья.
Триумф смерти,
фрагмент,
до 1348.
Слайд 10Отличительные черты эпохи:
Отношение к религии и церкви.
освобождение от канонов церкви (мировоззрение,
наука, искусство). Не отказ от христианства, а его переосмысление на началах гуманизма, т.е. человек тоже может творить.
Антропоцентризм.
развитие личностного начала человека, утверждение ценностей, реализация способностей.
«Титанизм» в жизни.
существование в искусстве феноменов, которые занимались всем в этой жизни. Феномен художника как творца, он уподоблялся Богу.
Героическое начало в искусстве (Джордано Бруно).
Развитие светской культуры.
театр, литература, музыка, опера, образование
Слайд 11Характерно:
увлечение перспективой,
Библейские образы приобретают черты современников
Возрождение сюжетов античной мифологии
стремление к
пластически ясному построению человеческой фигуры
– особая одухотворенность и созерцательность
изучение анатомии, анатомически правильные изображения
введение в картину пейзажа
портретный жанр
возрождение круглой скульптуры
открытие свето-тени
новые техники: гравюра, масляная живопись
Слайд 12Родоночальник нового стиля в итальянской живописи –
Чимабуэ
(1240 – 1302).
Византийское
и готическое влияние – «жизненно верно написанные фигуры».
Мадонна на троне с ангелами - Чимабуэ
Слайд 13Пьетро Каваллини (1250 – 1330) – жил и работал в Риме.
Влияние
римской раннехристианской фресковой живописи.
Передача объёмности фигур и придание естественности фигурам – сильная светотеневая лепка.
Слайд 14Луиджи Сабателли «Чимабуэ и Джотто».
Слайд 15Первым итальянским
художником,
в творчестве которого
произошел поворот
к новым принципам
живописи, стал
Джотто ди Бондоне
(1267-1337).
Джотто.
Житель Ассизи
расстилает
плащ
перед св. Франциском,
Церковь Сан Франческо
в Ассизи,
1296-98.
Слайд 16Крупнейшим памятником
работы Джотто
стали фрески
Капеллы дель Арена
(Сокровеньи) в Падуе.
Слайд 17Джотто
применяет
новую технику
фрески –
buon fresco
(хорошая
фреска),
где можно
было работать
по
заранее
нанесенному
рисунку.
Джотто. Распятие, Капелла дель Арена, Падуя,
1305.
Слайд 18В росписях
Джотто
все чаще
появляется
иллюзия
глубины
пространства,
характерная
для живописного
полотна.
Введение во храм. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Слайд 19Брак в Кане. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Слайд 20Отдельные фрески
у Джотто уже
не сливаются
в единую роспись,
но четко отделены
друг от друга,
образуя
законченные
самостоятельные
композиции.
Слайд 21Мадонна во славе (1310)
объёмны, полны жизни, «живости», более убедительное построение пространства,
более земной образ Марии.
Слайд 22Мадонна на троне с ангелами – Чимабуэ (1285)
Мадонна во славе (1310)
Слайд 23Встреча у Золотых Ворот, Капелла дель Арена
Встреча Иоакима и Анны (родители
Марии)
Слайд 24Бегство в Египет, капелла дель Арена
Слайд 25Поцелуй Иуды, капелла дель Арена
Слайд 29порвал с канонами средневековья – нет прежнего иконописного облика
внёс элементы реализма
герои
с индивидуальными чертами
реалистичность в одежде - складки
выразительность поз и объёмов,
эмоциональность – чувства, характер, нравственность
символичность
религиозные сюжеты – в пейзаже, в земной обстановке, а не на золотом фоне
ощущение реального пространства – глубина и трехмерность
Слайд 30Уже после Джотто
художники вырабатывают
правила изображения
пространства
на плоскости.
В живопись
вводятся законы
линейной перспективы.
П. Учелло.
Ваза.
Исследование
перспективы
Слайд 31Симоне Мартини. «Кондотьер Гвидориччо да Фольяно» (1328) – подвиг освобождения от
захватчиков крепостей
первое изображение исторического события
прообраз конных монументов
Слайд 32С этого времени соблюдение правил линейной перспективы
стало обязательным для художников.
П. Учелло.
Легенда о причастии, 1465-69
Слайд 33Фра Анджелико. Благовещение.
Монастырь Сан Марко, Флоренция, ок. 1437-46
Часто иллюзорное пространство фрески
начинало
противоречить реальному пространству храма.
Слайд 34Крупнейшим художником, воспринявшим идеи Джотто,
стал флорентиец Мазаччо (1401-1428).
Мазаччо.
Чудо со статиром,
1425-28.
Слайд 35Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи
«Мозаччо» - прозвище «неуклюжий Том»,
«Том-неряха»
Никогда не брал денег за свою работу, если только очень нуждался, помогал людям
Умер в 26 лет, не был широко известен при жизни.
Слайд 36использует светотеневую моделировку и воздушную перспективу для создания ощущения реального пространства.
Фигуры людей соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, их движения естественны.
-Правильные пропорции изображенных на росписях фигур свидетельствуют о знании анатомии человеческого
тела.
Слайд 39Мазаччо, Томмазо (1401-1428) - Пределла алтаря из Пизы - Распятие св
Петра.
Слайд 40Мазаччо, Томмазо (1401-1428) - Пределла алтаря из Пизы - Поклонение волхвов.
(1426)
Слайд 41Мазаччо. Чудо со статиром. (1425)
«непрерывная история»: апостол Петр изображается 3 раза
Слайд 42Центральная часть полиптиха, выполненная художником для церкви Санта-Мария дель Кармине
Слайд 44Мазаччо. Изгнание из Рая (1427-28).
беспредельное отчаяние
Слайд 45Воскрешение сына Теофила и апостол Пётр.
Слайд 46«Троица» Мазаччо долгое время
считалась эталоном
монументальной росписи.
Здесь средневековая
вертикальная композиция
прекрасно сочетается
с иллюзией глубины
пространства.
1427
г
Слайд 47композиция в виде треугольника
вершина – Бог-Отец, поддерживающий распятие
по сторонам Мария и
Иоанн
фон – интерьер ренессанской капеллы
в нижней части – саркофаг со скелетом прародителя – Адама:
« Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы ещё станете».
основание – коленоприклонные заказчики.
гробница напоминает о неизбежности смерти, а образ Троицы – рождает веру в спасение души.
Слайд 49одна из первых в истории мировой живописи работ, где применены законы
линейной перспективы, иллюзию трёхмерного пространства.
большое влияние Брунеллески
первая работа, выполненная с помощью картонов – больших рисунков, которые прикладывали к стене и обводили контур.
Слайд 50Как Брунеллески и Донателло, Мазаччо опередил своё время.
Капелла Бранкаччи стала
местом паломничества живописцев, перенимающих его приёмы, но развивать его достижения смогли не сразу.
Слайд 51В творчестве отца и сына
Фра Филиппо Липпи
(1406-1469)
и Филиппино Липпи
(1457-1504)
происходит окончательное
избавление росписи
от
функции
украшения стены.
Фра Филиппо Липпи.
Мадонна с двумя ангелами,
2 треть XV века.
Слайд 52Процесс
«проживания»
архитектуры
теперь
отделен
от созерцания
живописи.
Фра Филиппо Липпи.
Благовещение,
ок. 1440.
Слайд 53Здесь же мы
практически
впервые
встречаем
автопортрет
художника.
Филиппино Липпи.
Автопортрет,
фрагмент фрески
«Мученичество апостола Петра»
в капелле Бранкаччи
в Санта Мария
дель Кармине
(Флоренция),
1481-82.
Слайд 54Отделившись от архитектурного пространства церкви,
живопись тотчас начала осваивать новые темы.
П. Учелло.
Битва при Сан Романо, ок. 1440-50
Слайд 55Типичными становятся изображения
сцен княжеского быта.
П. Учелло. Ночная охота, ок. 1460
Слайд 56Огромное значение приобрели античные мифы
и их живописное воплощение.
А. Мантенья.
Парнас,
ок. 1497.
Слайд 57Смена заказчика
привела к активной
работе
в жанре портрета.
А. Мантенья.
Портрет кардинала
Карла де Медичи,
1466.
Слайд 58При изображении
человеческого лица
художники ищут
способы передачи
эмоционального
состояния.
А. Мантенья.
Евангелист Иоанн,
1453-54.
Слайд 59Даже
в традиционных
изображениях
появляются
необычные
ракурсы.
А. Мантенья.
Мертвый Христос,
ок. 1490-1500.