Психофизиология памяти и внимания. (Тема 2) презентация

Содержание

Учебная дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности»

Слайд 1МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ


Слайд 2Учебная дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности»


Слайд 3

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА 2: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ»


Слайд 4
Цели занятия

1.Ознакомить обучающихся с психофизиологическими процессами памяти и внимания механизмами ее

организации.
2. Рассмотреть механизмы временной организации памяти, концепцию активной памяти.


Слайд 5
Учебные вопросы

Психофизиологические механизмы памяти и способы организации памяти.
Внимание и его

свойства, психофизиологические основы внимания


Слайд 6ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011.
Григорьева Н.Н. Психофизиология

профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). МИЭМП, 2009.
Губарева Л.И. Психофизиология: Учебное пособие для студентов вузов.-М: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-С.188.
Данилова Н.Н. Психофизиология.-М.: Аспект-Пресс,2007.-С.464.
Психофизиология: Учебник для вузов/Серия «Учебник Нового Века». 3-е изд. Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.


Слайд 7 Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды


Слайд 8ВВЕДЕНИЕ
Память - это особая форма психического отражения

действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.



Слайд 9УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАМЯТИ.


Слайд 10 Концепция временной организации памяти введена канадским психологом

Д. Хеббом на основании данных об изменении следа памяти – энграммы – во времени. С позиции этой концепции в становлении энграммы существует несколько этапов, которые последовательно переходят друг в друга и различаются механизмами фиксации энграммы, степенью её устойчивости и объемом одновременно сохраняемой памяти.


Слайд 11 Сенсорная память (иконическая, эхоическая) имеет самый короткий

период удержания информации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом. Любой стимул на уровне сенсорной клетки ведет к формированию рецептивного поля. Это и есть первичный след памяти в нервной системе. Далее информация обрабатывается на разных уровнях нервной системы, поэтому последействие занимает больше времени, чем само ощущение. Емкость иконического сохранения информации составляет около 9 элементов, след звукового стимула удерживается в течение 12 с. Сенсорная память не произвольна и играет важную роль в процессах восприятия, так как в течение этого времени происходит опознание образа.



Слайд 12 Кратковременная память представляет собой следующий этап формирования энграммы.

Во времени она ограничена (до 10 мин.) и функционирует на ранних этапах, подготавливая основу для длительного хранения следов. В системе кратковременной памяти поступившая информация удерживается для её обработки и выбора наиболее значимой для организма в данный момент времени. Главным свойством кратковременной памяти является её уязвимость к чрезвычайным воздействиям, вызывающим её нарушение и развитие ретроградной амнезии. Физиологическая роль кратковременной памяти состоит в закреплении энграммы за счет избирательного повышения эффективности взаимодействия между нервными клетками, задействованными данной информацией.


Слайд 13
Промежуточная (лабильная) память удерживает информацию более длительно, чем

кратковременная (до 30 минут). В системе промежуточной памяти осуществляется избирательное удержание информации на время, необходимое для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память обладает большей емкостью, чем кратковременная, а её реализация требует участия отличных метаболических процессов.


Слайд 14 Долговременная память - этап формирования энграммы, который

переводит её в устойчивое состояние. Процесс перехода информации из кратковременной в долговременную память называют процессом консолидации памяти. Энграмма в долговременной памяти устойчива и не подвергается разрушению. Время и объем информации, сохраняемой в долговременной памяти, неограничен. В качестве механизма долговременной памяти рассматривают устойчивые изменения нервных клеток на клеточном, молекулярном и синаптическом уровнях.


Слайд 16
Система регуляции памяти включает два уровня:
неспецифический («общемозговой») и
модально-специфический («региональный»).



Модально-специфический уровень регуляции памяти осуществляется за счет деятельности различных отделов коры больших полушарий, в зависимости от вида (модальности) поступающего стимула. Так, например, затылочный отдел отвечает за регуляцию зрительной памяти, а височный – слуховой памяти, исключение составляют лобные области коры больших полушарий.


Слайд 17 Неспецифический уровень регуляции процессов памяти осуществляется с помощью

таких структур, которые расположены в глубине ткани головного мозга и осуществляют регуляцию памяти на более глубоком подкорковом уровне. Эти структуры имеют более древнее происхождение, чем кора больших полушарий и регулируют процессы памяти в соответствии с другими видами деятельности организма, его функциональным состоянием и т.д. Основными среди этих образований являются: ретикулярная формация, гипоталамус, таламус и лобная кора.


Слайд 19УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2 ВНИМАНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ


Слайд 21 Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться на

главной деятельности, отвлекаясь от всего, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.
Объем внимания характеризует ресурсы внимания человека и измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7-9 стимулов или элементов. Уровень эффективности выполнения второго задания используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основным заданием.


Слайд 22 Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для

одновременного выполнения двух и более заданий.
Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания, например оператора при обнаружении им редких или слабых сигналов на экране локатора.
Переключение внимания – это способность к переходу от одного вида деятельности к другому.
Интенсивность внимания характеризуется затратами нервной энергии на выполнение данного типа деятельности.



Слайд 23


- Расширение зрачков
-Увеличение кожной проводимости
- Снижение ЧСС
- Изменение дыхания
- Изменение тонуса

сосудов

- Поворот головы
- Движения глаз
- Увеличение мышечного тонуса


Слайд 24 Проблема внимания стала центральной при изучении психологических механизмов

познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления. Внимание интенсивно исследуется в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая процесс обучения и профессиональной деятельности. Внимание играет важную роль в механизмах регуляции уровня бодрствования, функционировании модулирующих систем мозга, а также в обеспечении сознательной деятельности человека.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика