Номинализм и реализм в позднем Средневековье презентация

Содержание

Содержание: 1. Введение 2. Основные направления средневековой философии. 3.Проблема соотношения общего и единичного в философии реализма (универсализма). 4. Проблема соотношения общего и единичного в философии номинализма 5. Вывод. 6.

Слайд 1Государственный медицинский университет Г.СЕМЕЙ
Кафедра: Философии, социологии, психологии
СРС
На тему: Номинализм и реализм

в позднем Средневековье

Выполнила: Крючкова Н.Р.
Группа: 231 Факультет: ОМ
Проверил: Рыманов Д.М.

Семей 2011 год


Слайд 2Содержание:
1. Введение
2. Основные направления средневековой философии.
3.Проблема соотношения общего и единичного

в философии реализма (универсализма).
4. Проблема соотношения общего и единичного в философии номинализма
5. Вывод.
6. Список литературы.

Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии,

который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание.
Этим четко определенным содержанием и направленностью, средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.


Слайд 4Основные направления средневековой философии
Патристика
Схоластика
Номинализм
Реализм


Слайд 5СХОЛАСТИКА (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholastica —

ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. проходит в своем развитии следующие периоды:
Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы:
1) ранняя С. (11—12 вв.). Представители: Петр Дамиани - «служанкой теологии», Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000—1088), Иоанн Росцелин (ок. 1050—1122), Гийом из Шампо (ок. 1068—1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (ок. 1060 — ок. 1154), Жильбер Порретанский (1080—1154), Алан Лилльский, Иоанн Солсберийский (ок. 1115—1180) и др.;

2) зрелая или поздняя С. (13—14 вв.). Представите­ли: Альберт фон Больштедт (ок. 1200—1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1281), Николай Орем (ок. 1320—1382), Уилльям Оккам, Жан Буридан

Слайд 6Важной отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно ставила себя

на службу теологии.
Схоластика – это собственно философское учение, которое видело путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В теологической форме схоластика разрабатывала и собственно философскую проблематику.

Слайд 7Схоластику можно разделить на ортодоксальную, т. е.
прямо или косвенно санкционируемую церковь

и оппозиционную, отвергаемую ею и пор существу направленную против догматического богословия.
Главным вопросом, которым занимались схоласты, был вопрос об отношении – знания к вере.
Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над разумом. Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке также и философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному. В истории философии спор по этому вопросу известен как спор об «универсалиях», т.е. о природе общих родов или понятий


Слайд 8Схоласты предложили множество решений этого вопроса. Основных было два. Первое состояло

в утверждении, что «универсалии» существуют реально, независимо от человеческой мысли и речи. Они существуют до вещей, представляют собой мысли, идеи в божественном Разуме. Взгляд этот получил название реализма. Второе – противоположное первому решение вопроса – состояло в утверждении, что «универсалии» не существуют реально, независимо от человека.
Они только общие имена. Согласно этому учению, человек вообще как родовая общность не существует. Реально существует только отдельные люди. Человек лишь общее имя, которым называется каждый единичный человек. Взгляд этот получил название номинализма.

Слайд 9СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)
ПОИСК УНИВЕРСАЛИЙ
РЕАЛИСТЫ
Реализм (от. лат. realis – вещественный,

действительный) -
Общее существует реально.

НОМИНАЛИСТЫ
Номинализм (от лат. nomen – имя, наименование) – общее существует после вещей в сознании человека, носителем общего является слово, имя.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ
учение, признающее значимость как реализма так и номинализма






Слайд 10Номинализм, по словам К.Маркса, был первым выражением материализма в средние века.

Виднейшим номиналистами были Иоанн Росцелин (XI в.), Дунс Скотт, Уильям Оккам (XIV) Подавляющее большинство схоластов были реалистами. Крупнейшим ранним реалистом был ирландец Иоанн Скотт.



Слайд 11Иоанн Скот Эриуген (ок. 810 – 877 гг.)
(«первый отец схоластики»)

-

Философская система по типу неоплатонизма.
- Подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию.
- Один из первых защитников рационализации теологии.

Написал работы «О разделении природы» и «О божественном предопределении»


Слайд 12В работе «О разделении природы» Иоанн Скот описывает две природы:
Природа несотворенная

и творящая
Природа сотворенная и не творящая
И вводит еще 3-ю, промежуточную природу «СОТВОРЕННУЮ И ТВОРЯЩЕЮ»

Слайд 13Фома Аквинский
(1225 или 1226 – 1274 гг.)
- Разграничил области философии и

теологии: предметом первой являются «истины разума», второй «истины откровения»
- Разделял идею бессмертия души.

Философия Ф. Аквинского носит название томизм

Главные проблемы философии Аквинского: 1) Бог – мир
2) Разум - вера

Истины веры сверхприродны. Человеческий разум не в состоянии постичь их


Слайд 14Ансельм Кентерберийский
(«второй Августин»)
(1033 - 1109)
- Без веры нет подлинного познания.
-

«Вера ищет разум» (таким образом впервые сформулировал задачи теологии и философии).
- Истина содержится не только в мышлении, она самостоятельна и реально существует.
- В вопросе поиска универсалий занимает позицию умеренного реализма.

- При доказательствах существования бога, использовал так называемое онтологическое доказательство (из понятия вещи выводится доказательство ее реального существования).


Слайд 15Уильям Оккам
(ок. 1300 – 1349 гг.)
английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в

графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.

Слайд 16
Иоанн Росцелин ок. 810 – 877 гг.)  (Johannes Roscelin) (ок. 1050

— ок. 1122) — французский философ, теолог, первый крупный представитель номинализма.
Родился в Компьене, был каноником и преподавателем логики. Сочинения Росцелина не сохранились (до нас дошло только одно письмо к Абеляру, где Росцелин очень осторожно высказал свои теоретические воззрения). О философских взглядах Росцелина можно судить по критическому изложению Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Иоанна Солсберийского и др.


Слайд 17Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о

триединстве Божьем. Он пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма. Защищал права разума против слепого авторитета церкви. В 1092 г. церковный собор в Суассоне осудил учение Росцелина как еретическое и заставил его отречься от своего учения.

Слайд 18Вывод.
Средние века представляются в некоторых источниках как «темные», «мрачные» времена, эпоха

«инквизиции», террора над инакомыслием, век безраздельного господства церкви. Безусловно, средневековая философия теоцентрична по своей природе и существу, ее нельзя недооценивать.
Тщетно было бы ожидать, что христианские теологи – такие, как Аквинат, Скот, Оккам, - обратятся к философии в поисках ответов на вопросы, на которые, как они были уверены, можно ответить только в сфере откровения и теологии. Мы должны рассматривать средневековую философию в ее историческом контексте, не ожидая от нее того, чего она не обещала.


Слайд 19Список литературы:
1) Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.

гЛ 3 стр 110-113.
2) Введение в философию. М. 1990 г. часть 1 гл 2 пр 4. Раздел «Проблема разума и воли».
3) Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г.
4) Философия изд. Ростов н/Д 2001 г.
5) Философский энциклопедический словарь М. 1998 г. Понятия «схоластика», «номинализм», «реализм», «свобода воли».


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика