Теория поведения потребителя презентация

Содержание

Требования курса: Итоговое испытание – экзамен. Проводится в письменной форме. Структура: открытый вопрос, тестовые задания и задачи. Допуск к экзамену – контрольная работа. Выполняется и сдается на кафедру ОЭТиИЭМ

Слайд 1Санкт-Петербургский Государственный экономический университет кафедра Общей экономической теории и истории экономической мысли (наб.

канала Грибоедова 30/32, ауд. 3027) Микроэкономика уровень II


Лекции (2 часа)
Преподаватель:
К.э.н., доцент Павлова Елена Евгеньевна
pavleniar@mail.ru



Слайд 2Требования курса:

Итоговое испытание – экзамен. Проводится в письменной форме. Структура: открытый

вопрос, тестовые задания и задачи.

Допуск к экзамену – контрольная работа. Выполняется и сдается на кафедру ОЭТиИЭМ не позднее чем за две недели до экзамена.

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 3Литература:

Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход / пер. с англ.

– М. ЮНИТИ, 1997;
Микроэкономика: учебник для вузов / Переверзева С. В., Дмитриев А. Л. и др. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013;
Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Микроэкономика: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011;
Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 3-х т. – М.: Омега-Л, Экономикус, 2010;
Микроэкономика: практикум / Переверзева С. В., Дмитриев А. Л. и др. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013;
Дмитриев А.Л. Микроэкономика-II: Практикум. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 4 Раздел I ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Тема 1. Выбор потребителя. Выявленные предпочтения. Неопределенность и

риск.
Тема 2. Поведение потребителя при изменении дохода и цен.
Тема 3. Выбор потребителя при первоначальном запасе благ (ресурсов).

Слайд 5Теория поведения потребителя
Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов

и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ
Полезность вещи – это ее свойство, благодаря которому она приобретает статус блага
Цель индивидуума – максимизация суммарной полезности, которую он извлекает при потреблении различных благ, при фиксированном уровне своего дохода

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 6

Ключевые термины: Потребительские предпочтения, виды предпочтений, кривые безразличия, MRSXY, функция

полезности, предельная полезность, бюджетное ограничение, бюджетная линия, оптимальный выбор, внутренний оптимум, краевой оптимум, оценочная функция полезности.







в точке оптимума выполняется равенство:

U2

Е

Y



X


U1



А

В

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.

MRSxy = - ∆ Y/∆X | U = const


Слайд 7 Ключевые термины: Прямо выявленные предпочтения, косвенно выявленные предпочтения, слабая аксиома

выявленных предпочтений (WARP), сильная аксиома выявленных предпочтений (SARP), индексы реального дохода и цен.


Y

X



(X 1;Y1)

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


(X 2;Y2)

(X 3;Y3)


Слайд 8

Ключевые термины: Неопределенность, ожидаемая полезность, функция полезности фон Нейманна-Моргенштейна, отношение к

риску, диверсификация и рассредоточение риска.



U

Точка Е – оптимум потребителя
при страховании от неблагоприятного
исхода

Е

Начальный запас

СХ

СЕХ

С0Х

С0П

СЕП

СП






0

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 9Ключевые термины: Кривая «доход-потребление», кривая Энгеля, нормальные товары, товары низшей категории,

товар Гиффена.

Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода

Y

X



Ymax=I/Py

Xmax=I/Px


α

↑I




↑I




E1

E2

E3

ICC – линия «доход –потребление»
для нормальных товаров

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 10
Ключевые термины: Кривая «цена-потребление», кривая спроса, обратная функция спроса, закон спроса,

излишек потребителя, рыночный спрос, эластичность спроса.


Y

X


Ymax=I/Py

X2



E1

E2

E3

РCC – линия «цена–потребление»





X3

X1

X1

X2

X3

X

Рх

Рх1

Рх2

Рх3

D

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 11Ключевые термины: Эффект замещения, эффект дохода, общий эффект изменения цены, тождество

Слуцкого.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

Y

X


U1

1


α

tg α= PX/PY

E1


X1

Y1

PX повысилась до PX1


β

2

tg β= PX1/PY


U2


E2

Y2

X2

β



E3

X3

Y3

ЭЗ

ЭЗ

ЭД

ЭД

3

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 12
Ключевые термины: Эффект замещения, эффект дохода, общий эффект изменения цены, тождество

Слуцкого.

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

Y

X


U1

1


α

tg α= PX/PY

E1


X1

Y1

PX повысилась до PX1


β

2

tg β= PX1/PY


U2


E2

Y2

X2

β



E3

X3

Y3

3

U3

ЭЗ

ЭЗ

ЭД

ЭД

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 13

Ключевые термины: Индивидуальное предложение труда, загибающаяся назад кривая предложения труда.
Оптимум потребителя

во временном отрезке 24 часа

U2

Е

I



F (часов в сутки)


U1



А

В

24


рабочее
время - L


α

Imax

E – точка оптимума, где

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 14

Ключевые термины: Будущая стоимость, текущая стоимость, бюджетное ограничение для межвременного выбора,

реальная ставка процента.



U1

Точка Е – оптимум потребителя:

Е

B

С1

С1Е

С1B

С0Е

С0А

С0

А




U2



0

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 15 Раздел II ТЕОРИЯ ФИРМЫ

Тема 1. Теория производства.
Тема

2. Теория затрат, теория прибыли и теория предложения благ.

Слайд 16Теория фирмы

Теория производства изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом

выпуска
Цель фирм – максимизация прибыли, которая может быть разделена на две задачи: минимизацию издержек и выбор объема, максимизирующего прибыль
На основе максимизации прибыли выводится кривая предложения фирмы







Слайд 17Ключевые термины: Факторы производства, производственная функция, предельные продукт, закон убывания предельного

продукта, короткий и длительный периоды.













TP

A

C

B

L

Производственный
процесс можно разделить
на стадии:





1 стадия (0A): ↑АРL ↑МРL АРL<МРL
2 стадия (AB): ↑АРL ↓МРL АРL=МРL
3 стадия (BC): ↓ АРL ↓МРL АРL>МРL
4 стадия: ↓АРL МРL<0


LA LB LC L

MPL




A1

C1



B1

0

0

1

2

3

4

APL


Слайд 18


Ключевые термины: Изокоста, изокванта, предельная норма технической замены, оптимум фирмы по

ресурсам, отдача от переменного ресурса, отдача от масштаба.



Е1

K

K1

L


Q


Е3

Е2


3Q

2Q

L4

2L1

L1

2K1

С1

С3

С2

Р

0

Расширение производства в коротком и длительном периоде

Е4



С4

K1

С4 >С2


Слайд 19Ключевые термины: Затраты фирмы в коротком периоде, постоянные и переменные издержки,

средние издержки, предельные издержки, затраты длительного периода.








STC

VC

FC

C/

C

B

A

C

Q

Q3

Q2

Q1




SATC

AVC

Q2

Q3

Q

Q1

C

C1

B1

A1




SМС=∆STC/∆Q или
SМС=dSTC/dQ= dVC/dQ




SAТC = STC/Q = FC/Q +VC/Q
SAТC = AFC+AVC


Слайд 20
Ключевые термины: Экономическая прибыль, максимизация прибыли, изопрофитные линии, прибыль в длительном

периоде.

ATC

A

B

MC

Q

QA

QM

E1

Q

M1

П

A1

B1

Условие максимизации прибыли:
MR = MC (Q)

В точках А и В:
P = ATC ⇒ П = 0
Точки А и В – точки
безубыточности

MC

QE

QB

E

M







P








P=AR=MR

C

F

D


Слайд 21
Ключевые термины: Ценополучатель, индивидуальная функция предложения, минимальная цена предложения, излишек производителя.













ATC
AVC
C
B
A
MC
Q




MC
P
Если

Р1>АТС, то фирма получает прибыль

Р1

Q1

Если Р2 =АТС, то прибыль равна нулю, точка А – точка безубыточности

Q2

Р2

Р3

Q3

Если AVC < Р3 < ATC, фирма терпит убытки, но они меньше чем FC

Р4

Q4

Если Р4 = AVC, убыток фирмы при работе (FC) равен убытку при закрытии,
точка В – точка закрытия

Р5

Q5

Если Р5


Слайд 22 Раздел III ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Тема 1. Общее экономическое равновесие:

эффективность и справедливость.
Тема 2. Несовершенство рынка: внешние эффекты, внешние затраты, общественные блага.

Слайд 23Экономическая эффективность, общее экономическое равновесие и благосостояние
Равновесие, складывающееся на отдельном рынке,

называется частичным
Равновесие называется общим, если система взаимосвязанных цен обеспечивает одновременное равенство спроса и предложения на всех рынках (товарных и факторных)
Если какое-либо событие в экономике может повлиять на общественное благосостояние, то исходя из этого можно рассматривать Парето-оптимальное и Парето-предпочтительное состояние экономики



к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 24Ключевые термины: Ящик Эджуорта, контрактная кривая, граница потребительских возможностей, закон Вальраса,

теоремы экономики благосостояния.




к.э.н., доц. Павлова Е.Е.

Индивид А

XA

YA





U1A

U2A

U3A



U3B

U2B

U1B

Индивид B

XB




YB

Максимальное количество
блага Y


Максимальное количество блага X

Оптимальными будут точки касания кривых безразличия индивидов, т.е.
MRSАху = MRSВху = Px / Ру

E

D

C


YAC

XAC

XBC

YBC


Слайд 25Ключевые термины: Граница производственных возможностей, предельная норма продуктовой трансформации, совместная эффективность

в производстве и потреблении, общественное благосостояние, общественная полезность.





к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Объем производства X

Объем производства Y

R

Дополним анализ коробкой Эджуорта для двух индивидов, соединив начало
координат с точкой (0,0) индивида А, точку R с (0,0) индивида В




U3общ






С

MRPTху = MRSхуобщ = Px / Ру
MRPTху = MRSАху = MRSВху = Px / Ру


Слайд 26Ключевые термины: Внешние эффекты и внешние затраты со стороны производства и

потребления, теорема Коуза, общественные издержки, частные издержки, налог Пигу.


к.э.н., доц. Павлова Е.Е.



MCчаст

MCобщ

MEC

E1

E2

Q1

Q2

Q

P2

P1

P

Внешние затраты со стороны производства:
Равновесие достигается при: MСобщ= P, где
MСобщ= MСчаст + MEC ,
MEC - предельные внешние затраты.

D


Слайд 27Ключевые термины: Общественные блага, частные блага, виды общественных благ, проблема «безбилетника»,

центральный индивид, налог Кларка.


к.э.н., доц. Павлова Е.Е.

Графически линия совокупного спроса
на общественное благо – это вертикальное
суммирование всех линий индивидуального
спроса

P

Pmax3

Pmax2

Pmax1

Qmax1

Qmax2

Qmax3

Q

D1

D2

D3

MC


E

QE


Слайд 28 Раздел IV РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. Монополия.
Тема 2. Монополистическая конкуренция.


Тема 3. Олигополия.

Слайд 29Рыночная власть

Рынок - это социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность

вступать друг с другом в контакт для осуществления взаимовыгодных торговых сделок
Важнейшим признаком, положенным в основу классификации рыночных структур, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на формирование рыночной цены, а также число покупателей и продавцов на данном рынке

к.э.н., доц. Павлова Е.Е.


Слайд 30


Ключевые термины: Цели монополии, «ущерб» монополии, показатели рыночной власти, естественная монополия,

ценовая дискриминация.


МСм≈Sс.к.

D

Q

Qс.к.

Pс.к.

P

Eс.к.


Максимум прибыли монополиии:


К

Pmin



Pmax

Площадь на графике, равная сумме В + С, — это полные чистые убытки от
монопольной власти, то есть ущерб, наносимый монополией обществу


Ем


MR

B

C

MC= MR ≠ Р


Слайд 31Ключевые термины: Совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация

на сегментированных рынках.












Монополия, проводящая ценовую дискриминацию на основе разделения покупателей на два рынка — А и В, где
МR∑ — линия общего предельного дохода монополиста;
ЕМR — линия равного предельного дохода.






P


КА


Q


Q∑

КВ

E2

E1

P

MC


MR∑


MRА

MRВ



К∑


P

EMR


Слайд 32

Ключевые термины: монополистическая конкуренция, избыточные производственные мощности, «плата за разнообразие», долгосрочное

равновесие фирмы-монополичстического конкурента

Монополистический конкурент в длительном периоде







D

Pдл

P

Q

MR

Qдл

К



LMC

LATC


Равновесие фирмы в длительном
периоде:
LMC= MR,
P = LATC

Едл

Избыточные производственные мощности: Q1Qдл
Заштрихованная площадь — «плата за разнообразие»


А

LATCmin

Q1

к.э.н. доцент Павлова Е.Е.


Слайд 33
Ключевые термины: Олигополия, дуополия, ценовой лидер, последователь, модель Курно, модель Штекельберга,

лидерство в ценах, остаточный спрос.








Модель ценового лидера.
Лидер: МRл =МСл ⇒ Qл , Рл
Остальные фирмы («последователи»): Рл = МСаут ⇒ Qаут
Рынок: QD= Qаут+Qл





P


Кл

Q

Qаут

∑МСаут = Qsаут

Dотр

MRл


Qаут

P


QD




MCл

к.э.н. доцент Павлова Е.Е.


Слайд 34
Ключевые термины: Сговор, модель картеля, квоты картеля, теория игр, доминирующая стратегия,

равновесие по Нэшу.








D


P

Q

MR


К




МС

АТС


До вступления в сговор: МС=Р (точка Е)
Картель: МС= MR ≠ Р.


Ек

Поскольку монополия имеет возможность установить более высокую
цену, ограничивая объем предложения, то основная проблема
картеля — это проблема согласования квот на выпуск для
каждой фирмы.


В

к.э.н. доцент Павлова Е.Е.

Е



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика