Слайд 2Обзор рынка чая
Чай – один из самых древних, а также самый
популярный в мире напиток (после
воды). И, пожалуй, лучший для утоления жажды. Родина чая – Китай. Само
название «чай» происходит от китайского «ча», что означает «молодой листочек».
На сегодняшний день чай является привычной частью ежедневного рациона.
Подобное пристрастие можно объяснить климатическими особенностями нашей
страны (Чай – сезонный товар. Как и для всех рынков горячих напитков, самый
высокий сезон для рынка чая приходится на зимний период). Чай – природный
энергетик. Так, недавно Ассоциация диетологов США включила черный и зеленый
чаи в перечень важнейших функциональных продуктов питания, среди тех, которые
поддерживают здоровье нашей кожи и обеспечивают должный водный баланс
организма.
Слайд 3По типу чайного растения выделяют три разновидности чая:
китайская разновидность (китайский, японский,
вьетнамский, индонезийский, грузинский и др.);
ассамская разновидность (индийский, цейлонский, кенийский и др.);
камбоджийская разновидность (выращивается в некоторых районах Индокитая).
Слайд 4Производство
На территории Украины чай не выращивают. Всё производство чая в Украине
– это расфасовка и
упаковка импортированного сырья.
В целом, объем производства чая в Украине с 2005 по 2010 гг. увеличился почти вдвое. Снижение уровня
производства наблюдалось лишь в 2008 году. Это связано не только с кризисными явлениями в мировой
экономике, но и с изменением общемировых тенденций рынка чая. В 2009 и 2010 году наблюдался
значительный рост производства чая в Украине (на 27% и 29% соответственно).
В 2011 году сохраняется тенденция 2010 года. За 9 месяцев 2011 года объём производства чая в Украине
вырос на 3% относительно 9 месяцев 2010 года. Наибольший темп прироста в 16% относительно
показателей аналогичного периода 2010 года соответствует апрелю.
Слайд 7Чай и кофе являются взаимозаменяемыми напитками со схожими свойствами. В Украине
уровень
потребления чая был немного меньшим относительно уровня потребления кофе (47% к 53%). С
точки зрения потребления этих напитков в региональном разрезе, лидерские позиции уверенно занимает
Киев. Доля Киева в общем объеме потребления чая на территории Украины составляет
12% (анализируя показатели потребления чая на 100 чел. населения региона). Второе место занимает
Харьковская область с показателем 9 % от общего объема потребления. Третье место делят
Днепропетровская и Одесская области (по 7% от общего объема потребления чая в Украине в 2014 году).
Слайд 8LIPTON
Категории
Чай
Происхождение
Великобритания / Абердин
Слайд 9Липтон (англ. Lipton) — одна из крупнейших в мире торговых марок
чая, которая продаётся как в виде
традиционного листового чая, так и в виде холодного чая. В настоящее время торговая марка «Lipton»
принадлежит компании Unilever и распространяется более чем в 150 странах мира.
«Lipton» занимает около 10 % мирового рынка чая.
Чай Lipton был создан в Англии в 90-х годах XIX века сэром Томасом Липтоном — одним из лучших
знатоков чая за всю его историю. Изначально марка принадлежала британской чайной компании и
получила своё название в честь создателя. Используя слоган «Напрямую от чайной плантации — в
чайник» (англ. direct from the tea gardens to the tea pot), предприниматель хотел сделать чай популярным и
доступным напитком для каждого.
Чай Lipton первым стал продаваться в одноразовых пакетиках, которые придумал Том Салливан. Он
вручную изготавливал маленькие пакетики из шелка, а Липтон наладил их массовое производство.
Томас Липтон, понимая, что вкус заваренного чая связан с качеством воды, создавал несколько вариантов
чая Lipton — специально для каждого региона, в который поставлялся продукт. Для этого специалистам
по созданию чайных смесей привозили «на пробу» образцы питьевой воды из разных частей страны.
Мировой объем потребления чая «Lipton» составляет 4,5 млрд литров в год.
Каждый день в мире выпивается 205 млн чашек чая «Lipton».
Слайд 10
Отрасль
Напитки
Страна происхождения
Англия
Начало использования
1819г.
Рынок
Весь мир
Слоган
Lipton. Вся сила чайного листа.
Слайд 14Анализ состояния конкурентной среды
Слайд 16Таким образом, по результатам проведенного исследования рынка чая в Украине можно
сделать
следующие выводы:
потребление чая в Украине ежегодно растет;
больше всего украинцы пьют черный чай;
наибольшим спросом в Украине пользуется чай в пакетиках;
растет доля средне- и высокоценового сегмента;
рынок чая является полностью зависимым от импорта, а значит и от изменения курса валют;
чайный рынок в Украине характеризуется олигополией;
пять крупных компаний-производителей занимают основную долю рынка;
наличие на украинском рынке огромного количества брендов и торговых марок чая.
Прогнозы и перспективы:
рост потребления чая;
рост спроса на качественный чай в пакетиках и снижение спроса на листовой чай в пачках;
рост спроса на чай средней и высокой цены (от 12 до 100 грн.);
расширение ассортимента продукции.
Слайд 18Рынок чая, как и большинство насыщенных рынков, является консолидированным. Небольшие
компании,
в том числе торгующие элитным чаем, занимают примерно 20-25% рынка в
натуральном выражении. Более 75% рынка контролируют всего пять компаний –
«Liptin», «Ahmad Tea Ltd.» и др.
Торговые марки именно этих компаний занимают лидирующие
позиции, как по потреблению, так и по знанию среди украинцев:
«Lipton»;
«Ahmad»;
«Беседа»;
«Brooke Bond»;
«Принцессы» («Нури», «Гита», «Ява», «Канди»);
«Greenfield»;
«Tess»;
«Akbar»
Сделать вывод о стратегиях позиционирования этих брендов можно с помощью анализа рекламных
кампаний, проведенных производителями с целью продвижения своего продукта. (Далее в качестве
примера анализа мы привели продвижения одного из наиболее популярных чайных брендов: «Lipton».
Слайд 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Выполнили:
Студенты группы МК-14-1
Томилин Юрий
Волоконский Вячеслав
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ